На 80-й сессии Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин 2-3 ноября 2021 года состоялось рассмотрение государственного доклада Кыргызстана о соблюдении прав женщин в стране. Эксперты Комитета с большим вниманием отнеслись к альтернативным докладам гражданского общества и включили поднятые в них темы в в открытый диалог с государственной делегацией Кыргызстана.
Во время встречи НКО с Комитетом с заявлением от имени АДЦ “Мемориал” и Кыргызского альянса планирования семьи выступила Бактыгуль Бозгорпоева. Она осветила проблемы соблюдения трудовых прав женщин: это и дискриминационный список запрещенных профессий, и риски, связанные с массовой трудовой миграцией (различные виды насилия и эксплуатации, вред тяжелого труда для здоровья, риск инфицирования ВИЧ и туберкулезом, негативные последствия для семей и детей):
“Уважаемые эксперты Комитета, наш доклад посвящен осуществлению права женщин на труд.
Экономика Кыргызстана в огромной степени зависит от трудовой миграции – даже во время пандемии Ковид за границей трудятся до миллиона кыргызстанцев, а женщины составляют от 40% до 60% от этого числа. Безработица – большая проблема страны, а труд женщин ограничивает дискриминационный список запрещенных профессий, который под предлогом заботы о женском здоровье лишает их профессионального выбора.
Участие женщин в миграции медленно приводит их к финансовой независимости, но имеет и множество негативных последствий. Патриархальные устои кыргызстанского общества, недостаточно критикуемые, а зачастую даже поддерживаемые властями страны, замедляют процессы эмансипации женщин, сохраняя гендерную дискриминацию, а изолированность и уязвимость женщин-мигранток усиливает риски гендерно-обусловленного насилия, принудительного труда и разных форм эксплуатации.
Нередко женщины отправляются в миграцию вынужденно, чтобы отдать долги, сделанные другими членами семьи. В сельских областях отъезд женщин в миграцию рассматривается как меньшая потеря для рабочих рук в домашнем хозяйстве. И наоборот, женщин, которые видят в миграции возможность эмансипации, нередко члены семьи ограничивают в свободном выборе жизненного пути. Хотя женщины фактически обеспечивают существование семьи, они не могут распоряжаться своим заработком, принимать важные решения. Их стигматизируют, обвиняют в нарушении принятых гендерных норм поведения.
Остро стоит проблема репродуктивного здоровья трудовых мигранток. Зарегистрирован рост материнской смертности женщин – внешних мигранток. Вопросам полового воспитания в Кыргызстане не уделяется должного внимания ни в школе, ни в семье, ни в обществе. Не умея пользоваться контрацепцией, мигрантки нередко делают аборты в нелегальных клиниках за границей, оставляют нежеланных детей в роддомах.
Феминизация миграции приводит к заболеваемости женщин туберкулёзом и ВИЧ, которым женщины заражаются главным образом от партнеров. Женщины страдают не только от негативных последствий ВИЧ для здоровья, но и от стигматизации и остракизма как со стороны родственников, так и медицинских и государственных служб. В результате женщины скрывают диагноз и отказываются от терапии. Легальное трудоустройство женщин с ВИЧ как в Кыргызстане, так и в миграции почти невозможно.
В Кыргызстане насчитывается (2021) около 84 тысяч детей, чьи родители находятся в трудовой миграции. Многие дети живут даже не с родственниками, а с посторонними людьми, сталкиваются с различным насилием, пытаются совершить суицид, перестают посещать школу и начинают работать. Несовершеннолетние девушки часто работают нянями (как в Кыргызстане, так и в миграции), они находятся взаперти в чужих семьях, трудятся без выходных, не имеют возможности распоряжаться собой и своим заработком, рискуют стать жертвами разнообразного насилия.
Мы рекомендуем:
- Принять меры по защите мигранток от дискриминации, эксплуатации, гендерно обусловленного насилия;
- принять действенные меры по защите репродуктивного здоровья женщин, в особенности мигранток;
- защитить права детей мигрантов;
- гарантировать гендерное равенство в сфере труда и отменить список запрещенных профессий для женщин.“
Рекомендации Комитета ожидаются по окончании 80-й сессии после 12 ноября 2021 года.