14.10.2024

Права коренных народов России обсудили на конференции БДИПЧ ОБСЕ

С 30 сентября по 11 октября 2024 года в Варшаве прошла ежегодная правозащитная конференция по человеческому измерению.  На 10-дневной конференции эксперты из Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) и представители правозащитных организаций из 57 стран-участниц обсуждали проблематику соблюдения прав человека и основных свобод в регионе ОБСЕ.

8 октября 2024 года  на пленарном заседании «Толерантность и недискриминация» от имени АДЦ «Мемориал» и Международного комитета коренных народов России выступил Марк Здор:

«Коренные народы веками жили на наших землях. Но с появлением на них России, наши народы притесняются, мы стали меньшинством на нашей земле, наши языки исчезают, религия уходит, среда обитания уничтожается добычей угля и других полезных ископаемых. В этом году нас объявили экстремистами –  это грозит годами тюрьмы каждому, кто выступает за права коренных народов, а власть не поддерживает. Те, кто поддерживают власть за деньги, – предают свои народы, которые страдают от дискриминации».

В тот же день АДЦ «Мемориал» и «Арктида» провели совместный сайд ивент  «Коренные народы в России: нарушения их прав государством и добывающими компаниями, уничтожение традиционной среды обитания, криминализация правозащитной деятельности».

Первым выступил глава «Арктиды» и Российского отделения Трансперенси Интернешнл в изгнании Илья Шуманов.  Он выделил две проблемы, оказывающие сильное влияние на жизнь коренных народов Арктики.

  • Первая проблема – подмена голосов реальных активистов из числа коренных народов и продвижение на международном уровне интересов российской власти через прогосударственные НКО коренных народов. В первую очередь, это RAIPON, финансируемый добывающими компаниями и лоббирующий интересы крупных промышленных добывающих структур, в том числе — снятие международных санкций.
  • Вторая проблема — добыча угля в Арктике международным бизнесом: австралийская угольная компания Tigers Realm Coal продолжает вести бизнес с российскими чиновниками и олигархами, обходя санкции и уничтожая окружающую среду на Чукотке. В 2023 году TIG добыла рекордные 1,6 млн тонн угля, показав рост на 56% к 2021 году.

Илья Шуманов подчеркнул необходимость включить независимых представителей коренных народов в процесс принятия решений и мониторить влияние российских ГОНГО коренных народов на международные институции по вопросам снятий санкций с России.

Далее Марк Здор, уроженец Чукотки, участник Международного комитета коренных народов России, рассказал о современном положении коренных народов России на примере личной истории. Студентом он вошел в Молодежный совет РАИПОН, но в 2021 году покинул организацию из-за своего несогласия с прогосударственной политикой организации и угроз в свой адрес из-за его участия в протестных митингах. Марк рассказал, как на Чукотке уничтожались независимые организации коренных народов, и обратился с призывом поддержать активистов, которые из-за рубежа продолжают свою работу:

«Сегодня Международный комитет коренных народов России является фактически единственной альтернативой РАИПОН, и это обязывает нас продолжать защиту прав коренных народов России. Цель нашего Комитета – способствовать сохранению идентичности коренных народов России. Несмотря на трудности, мы ищем новые пути взаимодействия и призываем к содидарности с активистами коренных народов и защитниками окружающей среды. Мы обращаемся к международному сообществу с просьбой поддержать нас в этой работе».

Дмитрий Бережков, член Международного Комитета коренных народов России и редактор сайта Indigenous Russia, сосредоточился в своем выступлении на трех проблемах:

  • Первая – это война и непропорциональность числа погибших солдат-из представителей этнических меньшинств и коренных народов, связанная с высокии уровнем бедности,  и невозможность защититься от мобилизации в местах проживания коренных народов.  При этом, РАИПОН поддерживает войну, организует отправку на фронт продуктов и дронов.
  • Вторая — ухудшение экологической ситуации после начала войны из-за снижения экостандартов, в чем тоже замешаны структуры РАЙПОН, поскольку его представители участвуют от имени коренных народов в общественных слушаниях бизнес-проектов  и поддерживают бизнес.
  • Третья проблема – использование коренных народов, и в том числе РАИПОН, как инструмента влияния на международную повестку: и в ООН, и в Арктическом совете представители коренных народов из РАИПОН призывают к снятию санкций с России. При этом независимым представителям коренных народов сейчас, после того как были внесены в список экстремистов 55 организаций разных народов, практически невозможно стало выступать и на международном уровне, потому что это  может быть расценено как экстремизм. Из-за криминализации независимых организаций затруднена и помощь, и взаимодействие с представителями коренных народов в самой России.

В заключение Ольга Абраменко рассказала об опыте АДЦ «Мемориал» в защите коренных народов, живущих в Южной Сибири и страдающих от угледобычи и добычи золота в реках (см. два доклада, 2020 и 2021 года).

Экспертка отметила, что в этих регионах добывающий бизнес аффилирован с властью, не соблюдается принцип свободного осознанного предварительного согласия, когда коренные жители территории должны осознанно подходить к работе бизнеса на их территории, а лояльные активисты из числа коренных народов фактически действуют против интересов коренных общин. С начала полномасштабного вторжения России в Украину ситуация на этой территории еще сильнее ухудшилась: угледобыча, несмотря на ее огромный экологический вред, продолжается, а признание экстремистскими организаций коренных народов, фактически криминализовало правозащитную деятельность в этой области.

Ольга Абраменко привела пример экологической катастрофы, устроенной промышленным гигантом «Норильский никель» на Таймыре (2020), которая отравила территорию коренных малочисленных народов – долган и нганасан. На восстановление природы уйдут десятилетия, которых у коренных народов просто нет: их образ жизни и культура, связанные с природой, стремительно исчезают и нуждаются в защите здесь и сейчас.

this post is also available in: Английский