10.12.2018

10 декабря – День прав человека

Сегодня, 10 декабря, Всеобщей декларации прав человека исполняется 70 лет. В 1-й статье Декларации сказано “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах”. Мы попросили наших коллег и представителей уязвимых групп высказаться о том, что лично для них значит равенство в достоинстве и правах.

Яна Таннагашева, защитница прав коренных народов

Для меня первая статья Всеобщей Декларации не просто слова, а жизненно важный, основополагающий документ, признающий каждого человека свободным, при рождении равным в своём достоинстве и правах. Я принадлежу к уязвимой группе людей, к малочисленному народу, который на протяжении многих лет подвергался и продолжает подвергаться унижению, оскорблению по национальному признаку. Я — шорка. На моей родине слово «шорец/шорка» может применяться для оскорбления кого-либо, а также как синоним необразованности, глупости. С этим словом мы рождаемся, живём и умираем. Тяжело избавиться от комплекса неполноценности, который тебе прививается с детства. Но, когда ты в полной мере осознаёшь, что это не так, что ты человек с равным достоинством со всеми людьми, живущими на этой земле, самое главное — не озлобиться, а стараться нести добро и справедливость в мир. Жестокости и злобы в нашем мире достаточно. Давайте будем терпимее и милосерднее, давайте нести дух братства по отношению друг к другу, как это говорится во Всеобщей Декларации.

Кристина Радукан, активистка по правам ромских женщин, Молдова

70 лет назад, когда была провозглашена Всеобщая декларация, права человека были признаны универсальными. Правда, Всеобщую декларацию разработал комитет, в который не входили представители  афроамериканцев, религиозных и тнических меньшинств. Несмотря на солидный срок существования ВДПЧ, права человека повсеместно нарушаются, а о мире во всем мире приходится только мечтать. Декларация – это базовый документ, а не международное соглашение, где закреплены юридические обязательства стран-участников. По моему мнению, Всеобщая декларация прав человека должна служить основополагающим стандартом для всех людей и государств.

Гулзада Сержан, Казахстан

Я – лесбиянка, феминистка и правозащитница. Других людей, кем бы они ни были, я принимаю такими, какие они есть, уважаю их достоинство. Поэтому я требую такого же отношения к себе. Я считаю, что это справедливо по отношению ко мне и другим.

Александр, беженец из Крыма

Подписав Всеобщую декларацию прав человека, государства взяли на себя ответственность

Почему это для меня важно? Это значит, что я и другие люди имеют право на то, чтобы нас воспринимали всерьез, уважали наше достоинство. Я выхожу на Прайд не для того чтобы “пропагандировать однополые отношения”, а для того чтобы показать, что мы есть, что мы часть общества. Я хожу на работу, плачу налоги и многое другое – в этом смысле я такой же человек, как и все. Подписав Декларацию, государство обязалось защищать мои права независимо от того, какая у меня ориентация, какая внешность. Но за то, чтобы эти обязательства выполнялись, приходится бороться – поднимать вопросы прав человека на международном уровне, чтобы изменить положение ЛГБТИ к лучшему.

Укей Мураталиева, Кыргызстан

Что значит быть женщиной с инвалидностью в Центральной Азии?

Ты буквально выпадаешь даже из стереотипного образа женственности – такого набора, как красота, ум, право создавать семью, быть матерью, быть сексуально активной или, напротив, пассивной. Право выбирать в целом.  Вместо этого твоя гендерная идентичность, сливаясь с твоей инвалидностью, – становится жалкой и страдальческой. Бессильной и трагичной. Более того, инвалидность перестает быть только одной из реальностей твоей жизни, – твоя гендерная идентификация определяется инвалидной.

Если ты женщина с инвалидностью, то ты живёшь, переливаясь из одного стереотипа в другой. Отбиваясь от образа “недо-женщины”,  доказывая всем: “Хочу. Могу. Решаю”.

А чего хочется? Уважения человеческого достоинства. Признания ценности прав человека. И создания равных прав и возможностей.