«Я сейчас нахожусь там, где должен быть правозащитник при такой ситуации в стране. Как писал Владимир Караткевич в «Христе…», я как раз перечитываю, вся Беларусь — это клетка. И по ту сторону стены, по всему видно, ненамного лучше. А побывав здесь, начинаешь больше ценить жизнь».
А. Беляцкий
25сентября исполнилось 50 лет белорусскому правозащитнику Алесю Беляцкому. Свой юбилей председатель правозащитного центра «Весна» и вице-президент FIDH встречает в казематах исправительной колонии №2 Бобруйск. Алесь находится в заключении по с фабрикованным обвинениям с 4 августа 2011 года. АДЦ «Мемориал» присоединяется к поздравлениям и голосам солидарности, которые сегодня звучат по всему миру. С днём рождения, Алесь!
Ниже мы публикуем отрывки писем Алеся Беляцкого родным и близким.
10.01.2012. Тюрьма №8, Жодино.
Новый год я проспал, даст Бог, и весь 12-й проведу так же. Мингорсуд загулял и никак не назначит дату «косатки». Поэтому подзавис я тут, хотя душа рвётся на зону. Там хоть вдаль можно будет посмотреть, хотя везде хорошо, где нас нет…Таким образом идут мои «тюремные университеты», и я в них ещё на первом курсе, как говорится, век живи — век учись.
08.06.2012. Бобруйск.
Здесь много голубей, воробьёв и ласточек. Я им завидую — вон птицы, куда хотят — туда и летают. А сегодня высоко-высоко над зоной увидел коршуна, который плавно парил над нами и над ними. И понял, что не всё так идиллично.
28.06.2012. Бобруйск.
Здесь все с нетерпением ждут амнистию. Тогда будут происходить разные «подвижки». Кто-то пойдёт домой, кому-то, благодаря тому, что год спишут, удастся перевестись на химию или освободиться по условно-досрочному. Получается, что за полгода хорошая треть отряда так или иначе освободится. Появляется в отряде новое пополнение, так что я уже не самый «молодой». А по возрасту, из более чем ста заключённых, я четвёртый, остальные моложе, уже сидят парни 92-го года рождения.
25.08.2012. Бобруйск.
Тут налетели на лагерь богомолы, такие смешные — как стручок или тоненький листик, но хищники — едят мух, комаров и между собой воюют. У нас при входе в сенях на цветах поселился один. Окна открыты, но он не уходит.
02.09.2012. Бобруйск.
Ежедневно хожу на работу. Тут вторая бригада шьёт тёплые куртки, штаны с ватином. Вата летает повсюду. А мы то погоны обрезаем и выворачиваем, а то партия брезентовых рукавичек была. Погоны для кадетского училища. Что это за фигня такая — военизированные классы. У них на погонах две буквы: КУ. А когда парами складываешь, то КУ-КУ получается. А брезентовые рукавицы из калёного брезента. Лишнюю кожу на пальцах, как пилинг, счёсывает. Вечером мажу руки кремом, помогает. Хотя работа и не тяжёлая, но всё таки выматывает. Приходишь в казарму-интернат, и ничего не хочется, кроме как газету почитать и спать.
02.09.2012. Бобруйск.
Вот и пролетело 13 месяцев с момента, когда я не по своей воле поменял большую клетку на маленькую. Но натура человека такова, что он привыкает ко всему. Вот и я приноровился, и ловлю удовольствие от маленьких радостей — красивого сентябрьского неба, тёмно-зелёной и начинающей уже блекнуть листвы и лёгкого полёта быстрых ласточек над головой. Конечно, мне не хватает гранёного «малиновского», наполненного самогоном в правой руке и здоровенного солёного огурца в левой, тогда бы моё восприятие мира пошло бы полегче, ну что ж, не всё коту масленица.
Оригинал на белорусском языке ТУТ.