Координатор кампании “Правозащитники против смертной казни в Беларуси” Андрей Полуда принял участие в рабочей сессии «Толерантность и недискриминация, в том числе рома и синти, включая реализацию Плана действий ОБСЕ по улучшению положения рома и синти» на конференции ОБСЕ по человеческому измерению.
Во время выступления правозащитник подчеркнул, что Беларусь по-прежнему остается последней страной в Европе и на постсоветском пространстве, где сохранился такой вид наказания как смертная казнь, которая применяется на практике.
Андрей Полуда рассказал, что за время деятельности кампании (с 2009 года) к смертной казни было приговорено 16 человек, двое из которых относились к национальности рома.
“Особое внимание хотелось бы уделить тому, каким образом освещаются подобные события государственными средствами массовой информации в Республике Беларусь. Очень часто это происходит с использованием языка вражды, стигматизации, что ведет к проявлению ксенофобии и дискриминационному поведению в обществе, а также формированию исключительно негативных оценок в отношении представителей всего ромского национального меньшинства в нашей стране”, – отметил правозащитник.
И привел пример программы “Тайны следствия”, показаной в июне 2013 году на телеканале “Беларусь-1”, где рассказывалось об убийстве заключенного, совершенном Григорием Юзепчуком и его соучастником в могилевской тюрьме. В контексте отрицательных характеристик личности несколько раз указывалась национальная принадлежность Григория Юзепчука, при этом в сюжете использовались словосочетания “с цыганом Юзепчуком было все понятно”, “с малообразованным цыганом Юзепчуком”, “со слов цыгана”, “осужден цыган Юзепчук” и т.д. Однако, национальности его соучастника и потерпевшего, которые кстати также имели отрицательные характеристики, в данном сюжете не указывались.
После этого Валентин Стефанович обратился к председателю Белтелерадиокомпании Геннадию Давыдько с просьбой провести проверку указанных фактов, а также разъяснительную работу с авторами программы о недопустимости подобных фактов в будущем. В ответ Геннадий Давыдько отметил, что “художественная комиссия провела беседу с создателями программы и пришла к выводу, что авторы действительно допустили профессиональную неосмотрительность, акцентируя внимание на национальной принадлежности преступника, но это сделано не целенаправленно”.
“Подобная практика является дискриминационной в отношении граждан ромской национальности и свидетельствует как о не высоких профессиональных качествах журналистов, которые допускают такие обобщения, но и это делается при полном попустительстве, а иногда и по инициативе государственных органов.
Так, например, очень часто с использованием государственных СМИ, особенно это касается сельских районов, распространяются объявления, призывающие граждан, которые встретили лиц, похожих на рома, запоминать их приметы, номер автомобиля, на котором они передвигаются, и сразу же сообщать в милицию. По сути, можно с уверенностью говорить, что на целую национальность вешают ярлык преступников”, – подчеркнул Андрей Полуда.
Правозащитник привел еще один кейс, который вызвал много вопросов – кейс приговоренного к смертной казни в 2009 году Василия Юзепчука, которые не признавал свою вину ни во время следствия, ни во время суда.
“В своем прошении о помиловании Юзепчук говорил: “Вы расстреливаете невиновного человека”. Он утверждал, что не совершал преступлений. Юзепчук не умел ни писать, ни читать, походил с бедной ромской семьи, и мы допускаем, что он не мог качественно представлять себя в суде и следствии. В последствии Комитет ООН по правам человека пришел к выводу, что суд не отвечал критерию независимости и безпристрастности в рассмотрении данного уголовного дела. Нарушение минимальных гарантий справедливого судебного разбирательства, по итогам которого был вынесен смертный приговор, свидетельствует о нарушении права на жизнь», – сказал выступающий.
И заключил, что вопрос дискриминации по национальному признаку, как и вопрос смертной казни в нашей стране, остается достаточно серьезной и актуальной проблемой.
Источник – ПЦ “Вясна”