08.10.2019

Борьба гражданского общества Армении за принятие антидискриминационного закона

С 2012 года общественная организация “Пинк” добивается принятия антидискриминационного закона в Армении. За это время на общественное обсуждение было вынесено несколько проектов, подвергшихся критике Армянской Апостольской церкви и некоторых гомофобных групп. Окончательный вариант документа, опубликованный для публичной дискуссии на онлайн платформе в 2017 году, содержал ряд проблематичных положений, которые привели бы к дискриминационному применению этого закона: помимо того, что сексуальная ориентация и гендерная идентичность отсутствовали в перечне оснований дискриминации, одна из статей предусматривала применение норм проекта лишь при условии соответствия закону об Армянской Апостольской церкви. Мы заявили, что закон, содержащий такие положения, не только не имел бы легитимных механизмов для обеспечения защиты по определенным основаниям, но и потенциально привёл бы к дискриминационной практике. Исключение упомянутой статьи из заключительной редакции законопроекта стало одним из достижений «Пинк».

В то же время проект по-прежнему не предусматривает эффективных законодательных механизмов для борьбы с дискриминацией в целом и, в частности, в отношении ЛГБТИ. Мы высказали законодательным органам Армении следующие опасения и рекомендации:

  •  Несмотря на то, что ЛГБТИ – одна из наиболее уязвимых и дискриминируемых групп в Армении, в перечень защищаемых антидискриминационным законом признаков не входят сексуальная ориентация и гендерная идентичность. Признание Европейским судом по правам человека и Комитетом ООН по правам человека СОГИ не менее важными, чем другие защищаемые признаки, предусмотренные основополагающими международными соглашениями, к сожалению, не являются достаточным аргументом для правоохранительных органов Армении, хотя Конституция РА устанавливает необходимость толкования прав человека с учетом прецедентного права международных органов и международных договоров. Сомнительно, что национальные суды будут реально применять антидискриминационный закон при отсутствии СОГИ среди защищаемых признаков, в случаях нарушения прав по признаку СОГИ.
  •  Дополнение статьи 8 проекта наделением НКО, общественных организаций и других заинтересованных лиц правом обращаться в суд по фактам дискриминации в целях защиты общественных интересов (Actio popularis), что гарантирует право пострадавших на доступ к правосудию.
  •  Дополнение проекта соответствующими нормами, касающимися бремени доказывания при рассмотрении дел о дискриминации в соответствии с международными принципами в области прав человека. В частности, подавая жалобу в суд в связи с предполагаемой дискриминацией, заявитель должен быть освобождён от доказывания фактов дискриминации, а должен лишь изложить prima facie – обстоятельства и доводы, которые привели, по его мнению, к дискриминации, достаточные для рассмотрения дела при отсутствии надлежащего опровержения.
  •  Другая проблема связана с органом по вопросам равенства, независимость которого вызывает сомнения, поскольку в соответствии с законопроектом он должен быть совместным с уполномоченным по правам человека, но не наделенным полномочиями влиять на ход разбирательства по делам о дискриминации. Исследование законодательной возможности создания независимого и эффективного органа было передано в Министерство юстиции после переговоров между правительством и Коалицией за недискриминацию и равенство. Однако Министерство проигнорировало рекомендацию.   

Все перечисленные рекомендации были отклонены Министерством юстиции.

Законодательство Армении предусматривает ведение общественного обсуждения оффлайн, но сейчас оно происходит только на онлайн-платформе. Мы ждем ответа Министерства на нашу просьбу организовать оффлайн общественное обсуждение. Следующим этапом будет обсуждение законопроекта в парламенте (ожидается осенью).  

Пройдя долгий путь редактуры и доработки, проект был повторно опубликован после “бархатной революции” в июле 2019 года. Новое правительство воздерживается от публичного обсуждения законопроекта, чтобы избежать критики гомофобных групп. В изменившейся ситуации политические оппоненты манипулируют вопросами ЛГБТИ-сообщества с целью дискредитации пришедшей на смену власти. В сложившихся обстоятельствах Министерство юстиции намеренно игнорирует любые обращение или просьбы о рассмотрении законопроекта.

Асмик Петросян, юристка «Пинк»


 

Дискуссии о необходимости введения комплексного антидискриминационного закона в Армении начались еще в 2013 году. Весной 2017 года план развития национальной стратегии по защите прав человека на 2017-2019 годы предусматривал принятие такого закона, являющегося также частью Программы бюджетной поддержки прав человека Евросоюзом.

Ряд Комитетов ООН, рассматривая выполнение Арменией обязательств по международным договорам, подчёркивал необходимость принятия комплексного антидискриминационного законодательства, в том числе в целях улучшения положения этнических меньшинств и женщин.

Проект закона «Об обеспечении равенства» был предоставлен на общественную дискуссию еще в начале 2018 года, но из-за политической ситуации в стране пересмотренная версия не была опубликована. Правозащитники и независимые эксперты представили многочисленные предложения по изменению проекта, но законодатели сочли большую часть из них неприемлемыми и неубедительными. По мнению представителей гражданского общества, власти намеренно старались избежать неодобряемые обществом формулировки (поэтому изменилось название закона – «О равенстве» (вместо «антидискриминационный»).

В конце 2018 года более 20 НКО направили предложения к проекту антидискриминационного закона, но, к сожалению, они не были приняты. В июле 2019 года законопроект был опубликован, при этом на общественную дискуссию было выделено всего 16 дней.

Гражданское общество указало на следующие проблемы проекта антидискриминационного закона:

  • неполный список защищаемых от дискриминации признаков, в том числе отсутствие признака СОГИ;
  • неполный список типов дискриминации: отсутствие понятий «разумное приспособление» и «преступление на почве ненависти», неполное описание термина «виктимизация», недостаток определения множественной и интерсекциональной дискриминации, несмотря на рекомендации экспертов КЛДЖ ООН включить в закон широкое определение дискриминации в отношении женщин, охватывающее не только прямую и косвенную, но и взаимосвязанные формы дискриминации;
  • неэффективная модель органа (Совета) по вопросам равенства: отсутствие полномочий по расследованию дел о дискриминации в частном бизнесе, отсутствие законных гарантий для обеспечения выполнения решений этого органа, недостаток человеческих и финансовых ресурсов, отсутствие институциональной обособленности и видимости, учитывая, что Минюст Армении акцентировал внимание на том, что конституция не допускает возможность создания отдельного органа по соблюдению равенства;
  • проект не предусматривает административные санкции и механизм возмещения нематериального ущерба, вызванного дискриминацией, а также уголовную ответственность за преступления на почве ненависти.

Хотя международные эксперты рекомендовали властям страны ускорить принятие антидискриминационного закона ещё весной 2017 года, нет уверенности, что даже к концу текущего года проект будет принят.

АДЦ «Мемориал» неоднократно поднимал вопрос необходимости введения антидискриминационного законодательства в отчётах в КЛДЖ ООН и в КЛРД ООН и надеется, что вскоре Армения присоединится к другим странам региона, имеющим эффективные средства защиты от дискриминации.

Exit mobile version