13.12.2022

Чешские правозащитники: “О дискриминации украинских рома-беженцев перестали писать в СМИ, но ситуация не улучшилась”

8  декабря в журнале Romano vož  была опубликована статья о том, как люди из разных волонтерских инициатив и НКО помогают ромам из Украины, бежавшим от войны. По их словам, в большинстве случаев чешские власти отстраняются от решения проблем украинских ромов, и ситуация для них остается крайне тяжелой

Большинство находящихся в Чехии ромов бежали с Донбасса. Так, в общежитии в городе Луби в настоящее время живет группа рома из пяти взрослых и девятнадцати детей. Еще около десяти человек живет в других местах, отведенных для беженцев. По словам директора организации Khamoro Chodov Эмиля Ворача, многие рома были вынуждены вернуться назад в Украину либо уехать в Западную Европу из-за отсутствия гуманитарной помощи и незаинтересованности местных в помощи ромским семьям. «Примерно половина из них вернулась в Украину, а другая половина продолжила свой путь в Западную Европу, например, в Германию, Ирландию или Норвегию. Было и остается некоторая нетерпимость к ним со стороны разных государственных органов. Хотя об украинских ромах сейчас не пишут в СМИ, ситуация не улучшилась», — рассказывает Ворач. Через его организацию с начала войны прошло около трехсот украинских ромов.

«Например, в Лубах мэр сказал нам не рассчитывать на сотрудничество. Он также влиял на местных бизнесменов, поэтому беженцы из числа рома не могли найти работу в городе. Сотрудники официальных центров помощи не водили украинских ромов в медицинские учреждения, дети не посещали местную школу, так как она находится далеко и добраться до нее самостоятельно они просто не могли. Оперативность зависела от местных волонтеров, а здесь все, к кому мы обращались, транслировали в ответ то, что говорил мэр. С другой стороны, в городе Хеб подобных проблем у нас не было».

Сейчас десять ромских школьников из Луби должны ежедневно преодолевать 35 километров, чтобы доехать до школы в Хебе. Они встают в четыре утра, чтобы успеть на пятичасовой поезд и быть в школе вовремя. Давид Грунза, работающий у Khamoro Chodov в общежитии в Лубах администратором, каждое утро сопровождает этих детей в школу, и обратно. По его словам, поездки на работу требуют не только времени, но и денег. Организация тратит около 23 000 чешских крон в месяц только на транспорт.

Расследование, проведенное аппаратом уполномоченной по правам человека Клары Шимачковой Лауренчиковой в нескольких региональных центрах помощи Украине показало, что в середине мая в пражском центре имела место дискриминация ромских беженцев. Беженцы из числа рома допускались в помещение регистрационного центра только в сопровождении работника некоммерческого сектора или сотрудника полиции. Они также должны были иметь жилье в качестве предварительного условия для подачи заявления о временной защите. По словам Клары Шимачковой Лауренчиковой, позже ситуация улучшилась, однако дискриминация украинских ромов продолжает иметь место как со стороны властей, так и со стороны некоторых граждан, которые, особенно в начале войны, всячески помогали беженцам, но не ромским.

О негативном отношении чешского общества к рома из Украины также рассказал основатель ассоциации Konexe и активист Мирослав Брож. По его словам, он это предвидел и поэтому, не имея иллюзий по поводу Чехии, с начала войны помогал переселять рома дальше, в Западную Европу. «Уже в начале мы могли оценить, что произойдет, что с ними будут обращаться не так, как с другими беженцами. Здесь беженцы-рома выходят из поезда и вынуждены по двенадцать часов ждать перед регистрационным центром, так как у них проверяют двойное гражданство. Весь процесс проверки может занимать до девяти дней, и все это время они не могут получать помощь и ночевать в центре для беженцев, поэтому спят на станции. Если власти узнают, что у них двойное гражданство, им отказывают в какой-либо поддержке. Если же двойное гражданство не подтверждается, ромские семьи везут под стражей в центры содержания или в палаточный городок. Это просто бараки, построенные посреди пустоши и обнесенные колючей проволокой, где вместо комнат камеры. Некоторые рома, увидев, что происходит в лагере, отказывались выходить из автобуса, что впоследствии расценивалось властями как отказ от помощи. Поэтому я ездил в дружественные нам учреждения в Германии и узнавал, готовы ли они забирать ромские семьи. Они согласились, и в итоге в Германии позаботились не только о первой небольшой группе, которую мы отправили им, но и справились с наплывом, который не прекращался три месяца. Кроме того, мы отправили десятки человек в Норвегию, Словакию и Дублин,» – рассказал Брож.

Директор некоммерческой организации Mutual Coexistence Кумар Вишванатхана подтверждает неудовлетворительные условия содержания рома в изоляторах. «В лагере для беженцев в Вышних Льготах находились в основном женщины и дети, которых там полностью изолировали. Мы постоянно привозили детям футбольные мячи, потому что, если мяч во время игры перелетал через колючую проволоку, они даже не могли пойти за ним», — говорит Вишванатхана. Весной в городе Острава проживало от 12 до 13 тысяч украинских рома: «В основном они жили на вокзалах или в лагере в Вышних Льготах, который правительство закрыло в конце июня. Я знаю только четыре семьи, оставшиеся в Чехии. Остальные уехали в Германию или вернулись в Украину», — говорит Вишванатхана.

По словам Милады Гошковой из Инициативы Главака, ромские беженцы все еще время от времени прибывают в Чешскую Республику, но не в таком количестве, как весной, и в основном они едут транзитом в страны Западной Европы. Карел Карика, представитель города Усти-над-Лабем и ромский активист, тоже говорит, что сейчас речь идет больше о миграции из региона в регион. Но все они ожидают очередного потока ромов этой зимой – из-за поврежденной обстрелами инфраструктуры в Украине, в результате чего многие люди остались без электричества, отопления и воды.

this post is also available in: Английский