На Конференции по человеческому измерению БДИПЧ ОБСЕ во время сайд-ивента о защите прав украинских детей в ситуации массовой миграции Светлана Щербань (Харьковский институт социальных исследований) рассказала о проблемах эвакуации семей с детьми:
Из-за угрозы безопасности люди продолжают эвакуироваться с временно оккупированных территорий и территорий, где идут активные боевые действия. С 29 июля в Украине введена обязательная эвакуация жителей неоккупированных районов Донецкой области. В случае несогласия эвакуироваться граждане должны подписать бланк отказа, где соглашаются, что понимают все последствия и несут ответственность за свою жизнь. Важным решением обязательной эвакуации стало также увеличение ответственности за жизни детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. За отказ эвакуироваться семьи, а также патронатные воспитатели и детские дома, воспитывающие таких детей, будут терять право опеки над ними. В дальнейшем планируется расширить обязательную эвакуацию на территории других областей, где происходят постоянные обстрелы и разрушены коммунальные сервисы без возможности их скорого восстановления (поставки газа, воды, тепла и электроэнергии), – это, прежде всего, Луганская, Харьковская, Запорожская, Херсонская и Николаевская области.
Экспертка отметила, что эвакуация обычно происходит силами местных властей и волонтерских организаций. Выезд с временно оккупированных территорий часто связан с целым рядом рисков. Это и прямая угроза здоровью и жизни из-за неконтролируемых обстрелов, и угроза остаться на долговременной фильтрации для взрослых. Любая из описанных ситуаций может быть критической для детей, которых пытаются вывезти родители. Велика вероятность разделения родителей и детей при эвакуации, отправки детей на территорию РФ без сопровождения близких.
Наталья Дмитрук (Гендерное креативное пространство) обратила внимание на проблемы, с которыми сталкиваются в Украине внутренне перемещенные семьи с детьми:
Психологическое состояние и детей и взрослых усугубляется отсутствием личного пространства, скученностью, недостаточным уровнем комфорта в помещениях временного проживания. Местные власти дистанцируются от решения проблемных ситуаций с дефицитом жилья и ответственности за улучшение условий проживания семей с детьми. Не хватает мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточно услуг по психологическому сопровождению детей/подростков, особенно в сельской местности, недостаточна поддержка детей с особыми образовательными потребностями, детей с нарушениями психофизического развития и детей с инвалидностью. Не укомплектован персонал в интернатах для лиц с инвалидностью, не хватает специализированной медицинской помощи для детей с инвалидностью. Есть дефицит медикаментов и вакцин для детей.
Отдельно отмечается, что в результате отсутствия выработанных правил эмпатического общения с семьями ВПЛ, из-за недостаточного владения украинским языком встречаются случаи дискриминации детей и семей со стороны политически ангажированных и нетолерантно настроенных представителей местных сообществ и чиновников.