Юлия Алимова, координаторка «Детей Петербурга»:
«Дети Петербурга» занимаются социокультурной адаптацией детей мигрантов и беженцев с 2012 года. Мы хотим, чтобы дети чувствовали себя комфортно в новом для них городе, свободно говорили на русском языке, находили новых друзей, учились и развивались. Для этого мы проводим занятия по русскому языку, английскому языку, математике в 12 библиотеках в разных районах города, в общеобразовательной школе и в школе-интернате, а в Молодёжном центре также готовим к ОГЭ и ЕГЭ. Все занятия и мероприятия бесплатны и открыты для детей любой национальности и гражданства. Каждые каникулы мы стараемся проводить городские лагеря. Летний городской лагерь в 2019 году посещали 75-90 детей ежедневно в течение месяца. До введения карантина регулярно на наши занятия ходило 180 детей, и мы планировали на лето грандиозный лагерь.
Когда мы уходили на карантин в марте, не верилось, что всё так надолго. Посидев недели две без занятий, мы поняли, что учебный процесс нужно продолжать, провели волонтёрские встречи и запустили онлайн занятия. Приходится подстраиваться под формат, необходимый для конкретного ребёнка. У кого-то нет интернета, и с ними педагоги проводят занятия по телефону без видео, кто-то совсем перестал понимать домашние задания из-за дистанционного обучения в школе.
Для подростков стартовал разговорный клуб по русскому и английскому, где, при участии педагога-модератора, общаются русскоязычные дети и наши ученики с родным английским, в основном, из семей беженцев из Афганистана и Камеруна.
Кроме того, мы запустили разговорные клубы по французскому и английскому языку для всех желающих взрослых. Участие в разговорном клубе происходит за пожертвование на деятельность «Детей Петербурга». Мы планировали очное общение, но перевели его в онлайн-формат и, как я сейчас вижу, получили дополнительную аудиторию. Взрослым онлайн-формат часто бывает более удобен. Чего, к сожалению, не скажешь про детей и даже подростков, которые плохо знают язык страны проживания и нуждаются не только в языковых курсах, но и в полноценной интеграции и адаптации.
К сожалению, почти ни у кого из наших учеников дома нет компьютеров, у большинства нет собственных смартфонов. Одна наша волонтёрка дала семье учеников, с которыми занимается, свой компьютер, чтобы они имели возможность выходить в интернет. Жилищные условия усложняют дистанционное обучение. Живут семьи наших учеников обычно в съёмных комнатах, в одной комнате и взрослые, и дети. Есть семьи, где в одной комнате живёт 4 ребёнка и 2 взрослых. У ребёнка, с которым я занимаюсь, всё время на заднем плане плач его новорожденного братика.
Дистанционные уроки, если проводить их качественно, требуют от педагогов большей подготовки и сосредоточенности во время занятия, чем очные. Спонтанность практически отсутствует, нужно продумывать всё до мелочей, а во время занятия пристально вглядываться в экраны, пытаясь понять, например, отключилась ли у ребёнка связь или он задумался и отвлёкся. Нам всем не терпится вернуться к офлайн-занятиям, в ходе которых удаётся создать для ребят то самое безопасное пространство, где они не боятся ошибаться, выражать свои мысли и учиться новому. Мы ведь не просто учим языку, а занимаемся интеграцией. Как бы ни выкладывался педагог, для детей онлайн-уроки не станут полноценным интеграционным механизмом. Кроме того, часть детей выпала из процесса обучения в принципе.
Занятия в «Детях Петербурга» идут круглый год и не привязаны к школьному году. Поэтому, хотя учебный год уже закончился, в планах у нас продолжать дистанционные занятия до того момента, когда можно будет возобновить очные. В этом году должен был состояться четвёртый летний городской лагерь «Детей Петербурга». Летний лагерь – это самое ожидаемое событие лета для многих наших учеников, да что там говорить – и для нас, взрослых, тоже. К сожалению, сейчас понятно, что большого лагеря с сотней детей не будет. С этой мыслью мне было очень непросто смириться. В отличие от загородных лагерей, в городской лагерь дневного пребывания дети ездят с пересадками в метро, утром и вечером общаются с семьёй, соседями, это гораздо более опасно с эпидемиологической точки зрения. Мы думаем над заменой – возможно, удастся провести небольшие лагеря для малых групп детей из разных районов. К сожалению, это гораздо более затратно финансово.
Сейчас мы организуем раздачу продуктовых наборов нашим ученикам. Большинство наших учеников из стран Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан), а также из Азербайджана и Армении. Семьи учеников в основном работают на низкооплачиваемых позициях, так что у них нет подушки безопасности, которая бы позволила им безболезненно пережить потерю работы. И если раньше в Петербурге не составляло труда быстро найти работу в низкооплачиваемом сегменте, то теперь это стало непростой задачей.
Анна Удьярова, волонтерка “Детей Петербурга”
Я участвую в проектах «Детей Петербурга» с конца 2016 года, с другими волонтёрами веду занятия в библиотеке в своём районе. До этого я занималась проблемами нарушений прав семей мигрантов как юрист, знакома с этой темой с правозащитной стороны. Сейчас я также получаю педагогическое образования, в том числе для того, чтобы применять эти знания и навыки в своей волонтёрской деятельности.
В первое время после начала карантина, когда отменили занятия в библиотеках, занятий не было, поскольку мы не понимали, какой формат дистанционных занятий подойдёт детям и какие у них вообще есть технические возможности для таких занятий. Постепенно мы поняли, что технически для детей наиболее удобен Whatsapp, моя коллега Татьяна Витальевна предложила проводить занятия с помощью этой системы, придумала варианты заданий для такого формата.
Сначала мы проводили занятия несколько раз в неделю, а теперь перешли на ежедневные занятия по 1,5 – 2 часа почти без выходных. Как и на очных занятиях, у нас две группы: старшие и младшие. Но старшие ученики отвечают очень редко, поэтому регулярные занятия мы проводим с детьми младшего школьного возраста. Дети записывают ответы в форме аудиосообщений, иногда что-то печатают (когда мы просим написать какое-то слово), присылают фото своих рисунков и письменных заданий. Продолжаем заниматься по темам, которые проходили раньше, читаем небольшие тексты, предлагаем загадки и ребусы (такие задания детям очень нравятся). Дети с радостью занимаются в таком формате, часто просят “позаниматься ещё”, даже если время занятия закончилось, начинают общаться между собой.
Конечно, есть и сложности – и технического плана (нужные файлы прошлых уроков теряются среди сообщений), и во взаимодействии – часто дети считают, что если кто-то уже ответил на вопрос (и видят этот ответ), то отвечать уже не нужно. В таком режиме сложно применять игровую форму, которую мы обычно используем на занятиях (карточки, слоговое лото, “мемори” и др.). Есть дети, которые по разным причинам не могут присоединиться к нам в таком формате (например, телефоны есть только у родителей, которые всё время заняты на работе, сложно воспринимать информацию в таком виде). Поэтому мы надеемся, что летом можно будет вернуться к очным занятиям.
Артем Слета, координатор проектов «Детей Петербурга»
Мы занимаемся помощью мигрантам уже 8 лет и хорошо видим, что общественная реакция на нашу работу не всегда одобрительная. Различные проявления ксенофобии и расизма в нашем обществе, к сожалению, повсеместны. Поэтому мы считаем, что одна из наших задач заключается в просветительской работе. Фестиваль о миграции и современной культуре, который мы провели в начале этого года, — только начало масштабного проекта, задуманного для формирования новой актуальной культуры межнациональных отношений. Мы получили поддержку от коллег из дружественных организаций, привлекли совершенно разную аудиторию, каждый день фестиваля заканчивался активной дискуссией, поэтому мы намерены развивать проект. Фестиваль dõst станет ежегодным событием и в следующий раз будет посвящен языковому многообразию нашей страны. Уже сейчас мы готовим ряд образовательных проектов, ближайший из которых пройдет этим летом и будет посвящен миграции и урбанистике. Мы также планируем выпускать подкасты и делать совместные проекты со СМИ.
Карантин заставил весь мир перейти на дистанционное обучение, и стало понятно, что необходимо работать с темой онлайн-образования. За лето мы хотим подготовить к новому учебному году интерактивный видео- и аудиоматериал, потому что формат видеоконференции для детей не работает. Нашим ответом карантину станет наша собственная образовательная платформа, на которой мы сможем выкладывать свои наработки и привлекать к сотрудничеству коллег со всей России.
“Детям Петербурга” нужна ваша поддержка – вы можете сделать пожертвование на продуктовые наборы или подписаться на ежемесячные платежи.