05.07.2021

Дискриминация и бюрократия вместо безопасности и условий для развития: АДЦ «Мемориал» о положении ромского населения России на конференции ИАЦ «Сова»

На конференции «Безопасность и ее цена», проведенной Информационно-аналитическим центром «Сова», эксперт АДЦ «Мемориал» Ольга Абраменко рассказала о положении рома (цыган) в России. Организаторы обозначили тему дискуссии как «Дискриминация в России сегодня. О неорганизованных формах дискриминационного поведения».

Стихийных антицыганских выступлений, когда после конфликта или павших на цыган подозрений в преступлениях происходили погромы и ромские жители были вынуждены бежать, в последние годы произошло много. Наиболее известными стали события в Уразово (Белгородская обл., 2018, подозрения в жестоком преступлении, бегство ок. 70 ромских жителей); в Усть-Абакане (Хакасия, 2018, бегство более 500 жителей компактного ромского поселения, разграбление оставленных домов при бездействии полиции; невозможность обосноваться в другом месте; иск администрации о сносе незаконных построек); в Чемодановке (Пензенская обл., 2019, массовая драка с гибелью человека; бегство более 900 ромских жителей).

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) сообщает, что «государственной информационной системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций фиксируется высокий уровень конфликтогенного потенциала в местах компактного проживания цыган в целом ряде субъектов Российской Федерации». Только за 2-ю половину 2020 года ФАДН насчитало 48 таких событий.

В случае ромского меньшинства «неорганизованные» формы дискриминационного поведения становятся возможными во многом потому, что в России широко распространены и оправдываются властями «организованные» формы дискриминации, – сносы цыганских домов, по суду признанных «незаконными постройками», сегрегация детей в «цыганских классах», обвинительный уклон и этническое профилирование в судебной и правоохранительной системе (например, после резонансного межэтнического конфликта в Чемодановке до сих пор под судом находятся 28 человек – только рома).

Предрассудки о цыганах и правовой нигилизм по отношению к ним транслируются с самого верха (так, президент РФ объяснил массовые сносы домов в ромском поселении Плеханово в 2018 году тем, что их жители, якобы, занимались наркоторговлей). Власти на местах принимают такие «послания» если не как руководство к действию, то по меньшей мере как оправдание привычной структурной дискриминации, которой в Росси подвергается ромское меньшинство.

Между тем, «национальный вопрос» в России в последние годы оброс значительной бюрократией: это Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года (2018), прилагающаяся к ней Государственная программа РФ «Реализация национальной политики» (2018), Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в РФ (нынешняя его версия утверждена в 2019 году), Методические рекомендации ФАДН по работе с цыганским населением для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (2019) и др.

Эти документы обеспечены определенным финансированием, содержат индикаторы оценки и требуют от местных властей и от ответственного органа – ФАДН –результатов и отчетности о них. В частности, два раза в год ФАДН отчитывается правительству о выполнении комплексного «цыганского плана», собирая для этой цели информацию из регионов. Со многими положениями из отчетов ФАДН можно согласиться, в частности, о реагировании на межэтнические конфликты и о путях их предотвращения:

«Анализ ситуации на местах показывает, что местные органы власти зачастую начинают принимать действенные меры реагирования только после того, как информация об обострении ситуации выходит за пределы регионов, а иногда негласно пытаются выдавить цыганские общины со своей территории.

… При этом ранее запланированные региональные мероприятия по социализации цыган часто носят поверхностный, декларативный характер и не затрагивают напрямую основные причины возникновения социальной напряжённости…

В немалой степени подобному также способствует односторонняя, а зачастую – тенденциозная подача материалов в СМИ, а также слабая вовлеченность представителей этноса в мероприятия по гармонизации межнациональных отношений.

… Поступающие из субъектов Российской Федерации и органов государственной власти материалы нередко носят отрывочный характер. А без глубокого понимания сути происходящих процессов невозможно принятие действенных мер, способных изменить ситуацию в положительную сторону».

Однако и ФАДН, и российские власти не признают проблему расизма как одну из причин и постоянный фон структурной дискриминации рома в России. Отчеты ФАДН содержат одностороннюю критику в адрес ромского населения – за «отсутствие единых ценностных ориентиров, низкую вовлеченность в общественные институты», «низкую правовую грамотность, распространение архаичных традиций, иждивенческих настроений, массовые нарушения прав детей на получение образования». Последний пункт особенно показателен: ответственность за то, что абсолютное большинство ромских детей не заканчивает школу, а очень многие получают в лучшем случае начальное образование, перекладывается исключительно на родителей. При этом проблема сегрегации в школах и отсутствие нормального доступа к школьному образованию для тысяч ромских детей остается за рамками внимания ФАДН.

Отрицается проблема сегрегации и в отчетах России в международные органы, однако здесь ФАДН уже не критикует, а, напротив, выказывает «уважение» к цыганским традициям – и к давно ушедшему в прошлое кочевому образу жизни. В последнем докладе в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (2020) привычно сообщается, что «фактов сегрегации цыганских детей не установлено. Образование в некоторых сельских школах так называемых «цыганских классов» основано на решении родителей, с учетом национальных традиций, кочевого образа жизни граждан названной национальности. По этим же причинам в некоторых образовательных учреждениях организовано для таких детей дистанционное и очно-заочное обучение… Информация о нарушениях прав детей цыганской национальности на получение образования в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами, дискриминации детей цыганской национальности в сфере образования, создания отдельных классов, классов компенсирующего обучения для детей цыганской национальности в общеобразовательных организациях в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не поступала». Имеющий глаза да увидит: сегрегация и дискриминация ромских детей до сих пор широко распространена в десятках российских школ, как и другие нарушения права на образование, проблема эта известная и характерная не только для России, поэтому довольно непрофессионально со стороны ФАДН скрывать ее от самих себя или оправдывать пресловутым «кочевым образом жизни».

Что касается предотвращения межэтнических конфликтов, то Госпрограмма по реализации национальной политики включает специальную Подпрограмму 7 «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве». Она, в свою очередь, содержит количественные оценки эффективности и ставит задачу: увеличение числа выявленных системой мониторинга и урегулированных на ранней стадии межэтнических конфликтов и, напротив, уменьшение числа конфликтов, «разгоревшихся» и вышедших на уровень субъектов РФ и на уровень РФ. Судя по событиям в Чемодановке, Усть-Абакане и других местах, местные власти идут по пути отрицания межэтнического характера конфликтов и проблемы расизма и предпочитают скрывать информацию и препятствовать работе журналистов и правозащитников. Вероятно, поэтому многие конфликтные ситуации (хотя бы из тех 48, которые насчитало за половину 2020 года ФАДН) не стали известны широкой публике. Таким образом можно создать довольно благостную статистику – но причины конфликтов без системных мер никуда не денутся.

Стратегия государственной национальной политики и Госпрограмма по ее реализации тоже включают количественные показатели эффективности, такие как уровень общероссийской гражданской идентичности («россияне»); доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений; доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности; доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам; количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.

В государственном отчете в КЛРД ООН (2020) приводятся данные ВЦИОМ о том, что общая удовлетворенность состоянием межнациональных отношений в стране – 78% (22% респондентов оценили их как доброжелательные и 56% как нормальные, бесконфликтные); 87% не испытывают раздражения или неприязни по отношению к представителям той или иной национальности; подавляющее большинство (96%) не испытывали неприязни или враждебного отношения к себе из-за своей национальности за последний год.

В эти прекрасные результаты трудно поверить. В 2015 году комплексное социологическое исследование тех же ВЦИОМ и ФАДН «Социально-экономические, этнокультурные и правовые проблемы цыган в России» показало, что 50% респондентов негативно относились к цыганам (35% испытывали к ним недоверие и опасения, 15% – раздражение); 74% респондентов считали, что цыгане игнорируют законы и живут по своим правилам; с суждением о том, что среди цыган много честных тружеников, согласились 27% респондентов, 55% были с этим не согласны; 48% считали, что цыгане не имеют постоянного места жительства.

Опрос Левада-центра в 2018 году показал, что рома оказались самым «нежелательным народом», по выражению руководительницы ФНКА российских цыган Надежды Деметр: 43% респондентов «не пускали бы их в Россию». К 2020 году ситуация несколько ухудшилась: полное неприятие продемонстрировали 44% опрошенных (ср. в 2010 году – 35%).

Рост ксенофобии по отношению к цыганам и резонансные межэтнические конфликты и антицыганские выступления последних лет заставляют ставить вопрос об эффективности «бюрократических» действий государственных органов, ответственных за проблемы межэтнических отношений в России. До тех пор, пока они будут лакировать действительность и замалчивать проблемы ради красивых цифр в отчетах и выполнения – на бумаге – планов и стратегий, ситуация в сфере межэтнических отношений не улучшится.

Exit mobile version