20.10.2020

ЕСПЧ признал нарушения прав на свободу собраний и справедливый суд в деле нашего коллеги

АДЦ «Мемориал» приветствует решение ЕСПЧ по делу Филиппа Костенко и других заявителей.

20 октября 2020 года Европейский суд по правам человека выпустил решение Шнейдер и другие против России по 6 жалобам мирных демонстрантов и признал, что Россия нарушила статьи 5, 6 и 11 Европейской Конвенции по правам человека.

Семь заявителей были задержаны за участие в мирных выступлениях в Москве и Санкт-Петербурге, осуждены за совершение административных правонарушений и получили наказания – от штрафов 500-1000 рублей до административных арестов на срок 3-15 суток.

Суд посчитал, что меры, примененные к мирным участникам публичных собраний, не соответствовали социальным потребностям и не были необходимыми. В отношении всех заявителей была нарушена статья 11 – право на свободу собраний и объединений, так как национальные суды сочли незаконным, что некоторые из заявителей выкрикивали лозунги и/или отказывались прекратить участие в публичном мероприятии, происходившем без предварительного уведомления властей.

Суд пришел к выводу о нарушении в делах некоторых заявителей статей 5 и 6 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность и право на справедливое судебное разбирательство). Так произошло и в деле Филиппа Костенко, который жаловался на то, что выбранный им адвокат не был допущен на суд первой инстанции, и на то, что апелляционный суд изменил обвинение, не предоставив защите возможности выступить.

Решение ЕСПЧ прокомментировала Яна Теплицкая, одна из заявительниц по делу:

Мне кажется, дело интересно тем, что в нем нет ничего лишнего: на каждом этапе – от составления протоколов до жалобы в ЕСПЧ – я писала о свободе собраний, об 11 и 31 статьях. И само мероприятие было посвящено свободе собрания в чистом виде. Еще, наверное, для меня важно, что такая давность дела позволяет оценить изменения, произошедшие с того времени: 9 лет назад все было иначе, во многом мягче – штрафы были в 20, а то и в 200 раз меньше, не было статьи 212.1 УК РФ, не было еще закона об «иностранных агентах» и АДЦ «Мемориал» работал в Петербурге. Но основное уже было: полиция задерживала, а суды осуждали, не обращая внимания на Европейскую Конвенцию и Конституцию, и через десять лет это привело к той реальности, в которой мы сейчас живем.

В течение трех месяцев Россия должна будет выплатить семи заявителям присужденные судом компенсации в размере от 5 до 10 тысяч евро и возместить уплаченные ими штрафы.


6 декабря 2011 года в ходе массовых акций протеста против фальсификации выборов в Санкт-Петербурге, среди многих других, был задержан правозащитник и активист, сотрудник АДЦ «Мемориал» Филипп Костенко. Суд назначил ему максимально возможное наказание — 15 суток ареста, руководствуясь явно не представлением о «тяжести преступления», а некой сомнительной с юридической точки зрения бумагой, «характеризующей личность» Филиппа и представленной в суд сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом: в ней описывались различные формы протестной деятельности активиста. Филипп сразу же объявил голодовку с требованием освобождения всех задержанных и арестованных участников протестов. По истечении 15 суток сотрудниками Центра «Э» было активизировано другое административное дело – по ложному обвинению в «нецензурной брани в общественном месте» в октябре 2011 года. Истощенного голодовкой Костенко из спецприемника привезли в суд, на котором ему опять назначили максимальные 15 суток, по сути — просто продлили арест по указанию заинтересованных в этом структур центра «Э».

Пока Филипп Костенко отбывал вторые 15 суток административного ареста, для дальнейшего лишения свободы были использованы механизмы уголовного преследования, напрямую связанного с протестными действиями активиста. В суд было подано ходатайство о дальнейшем помещении его в СИЗО по уголовному делу об «осквернении» предвыборного щита партии «Единая Россия». Суд 4 января 2012 года отказал в аресте Филиппа и 5 января он вышел на свободу спустя 30 суток и дал такой комментарий:

«В 6.30 утра я был освобожден из изолятора на Захарьевской, 6. Меня встречали человек 30 праздничным фейерверком. Не успел я приехать по месту жительства с поддерживающими меня друзьями, как в дверь моей квартиры стали ломиться неизвестные люди, заявляющие, что они сотрудники полиции. Они требовали впустить их в квартиру, чтобы удостовериться в законности нахождения в ней людей. Оценивая ситуацию, могу сказать, что произошедшие со мной события — несомненно, политические репрессии. Несмотря на это борьба будет продолжена».

13 декабря 2011 года адвокат Филиппа Костенко Сергей Голубок подал жалобу в Европейский суд по правам человека на нарушение Россией статей 6 (справедливое судебное разбирательство) и 11 (право на свободу собраний) Конвенции по правам человека за первый арест. А в мае 2012 года Комитет по правам человека ООН коммуницировал жалобу на политическое преследование правозащитника Филиппа Костенко, поданную при поддержке АДЦ «Мемориал» адвокатами Ольгой Цейтлиной и Сергеем Голубком после назначения правозащитнику второго срока административного ареста.

В ноябре 2015 года Комитет ООН по правам человека по жалобе Филиппа Костенко признал нарушение Россией статей 14 (право на справедливое судебное разбирательство) и 19 (право на свободу слова) Международного пакта о гражданских и политических правах, то, что он подвергся неправомерным репрессиям в связи с активистской деятельностью. Отдельно Комитет указал на недопустимость применения ареста за нецензурную брань: такую меру ответственности суд счел несоразмерной совершенному правонарушению.