28.10.2013

ЕСПЧ признал системную проблему в деле о дискриминации иностранца, живущего с ВИЧ, которому отказали в праве воссоединиться со своей семьей в РФ. Жалоба, поданная АДЦ “Мемориал” и адвокатом Бартеневым по этому делу была коммуницирована вместе с рядом других аналогичных дел

В октябре 2013 года Европейский Суд по правам человека коммуницировал жалобу адвоката Дмитрия Бартенева в интересах гражданина Молдовы Х. При этом Суд признал проблему, изложенную в жалобе, системной.

Гражданин Молдовы Х. обратился в АДЦ “Мемориал” за помощью в обжаловании запрета на въезд в Россию к семье на основании наличия ВИЧ. С 2005 г. он состоит в браке с гражданкой России, от брака у них имеются общие несовершеннолетние дети – граждане России. До 2008 г. заявитель находился на территории России. 1 августа 2008 г., после выявления у него ВИЧ-инфекции, было принято решение ФМС о нежелательности его пребывания в России, в связи с чем он обязан был покинуть Россию в течение трех дней под угрозой депортации.

С 4 августа 2008 г. заявитель проживает в Приднестровской Молдавской Республике, не имея возможности видеться со своей супругой и детьми, которые проживают в России, он не может участвовать в воспитании своих детей и жить со своей семьей. Попытки обжаловать решение о запрете въезда в национальных судах, в том числе со ссылками на позицию Европейского Суда по правам человека по аналогичному делу  Kiyutin v. Russia, с указанием на то, что запрет въезда на основании наличия ВИЧ является дискриминацией, не привели к отмене этого решения. Конституционный Суд РФ в решении по этому делу признал существование проблемы, но не предложил ее системного решения.

Как отмечается в жалобе адвоката в ЕСПЧ, “Решение о нежелательности пребывания заявителя в России было принято исключительно по мотивам выявления у него ВИЧ-инфекции. Данное решение действует пожизненно, поскольку законом не предусмотрена возможность его отмены… Заявитель считает, что российские власти нарушили статью 8 в совокупности со статьей 14 Конвенции в связи с тем, что решение о нежелательности пребывания заявителя в России было принято исключительно по мотивам наличия у него ВИЧ-инфекции, без учета его семейных связей в России, вследствие чего он вынужден был покинуть территорию России и не имеет возможности общаться со своей семьей”.

this post is also available in: Английский