19 декабря 2018 года ФСБ на 50 лет закрыла въезд в Россию для Йоханнеса Рора, известного международного эксперта по правам аборигенов Сибири и Дальнего Востока и автора многих альтернативных докладов в комитеты ООН о положении коренных малочисленных народов РФ. Российские суды отказались признать решение ФСБ незаконным и отменить его, и Йоханнес Рор при поддержке АДЦ «Мемориал» подал жалобу в Европейский суд по правам человека. 18 октября 2021 года ЕСПЧ зарегистрировал жалобу под номером 31452/21.
Йоханнес Рор – старший советник по России в Международной рабочей группе по делам коренных народов (IWGIA, Копенгаген, Дания) и координатор проекта для Института экологии и антропологии (INFOE, Кельн, Германия). Рор занимается проблемами коренных народов России с начала 1990-х годов. С 1997 года он регулярно составлял и редактировал доклады о положении малых коренных народов для различных комитетов ООН и других международных инстанций по правам человека. За время своей работы в России правозащитник отстаивал права коренных народов на традиционный образ жизни, сохранение исчезающих языков, белкового питания детей в интернатах — всего того, о чем мало говорят и знают другие правозащитники.
Несмотря на важность деятельности Й.Рора именно для представителей коренных народов России, 19 декабря 2018 года пограничный контроль аэропорта Домодедово отказался впустить его в страну, хотя у него была многократная российская виза, и сообщил ему, что власти приняли решение запретить ему въезд в Россию до 2069 года — Йоханнесу к этому моменту исполнится 100 лет. Копию этого решения ему не выдали, переводчика не предоставили.
На месте сотрудник отряда пограничного отдела ФСБ составил уведомление, в котором сослался на пункт закона «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ», где говорится, что въезд иностранному гражданину в Россию не разрешен, если «это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения». Однако ФСБ никак не обосновала, какие действия Рора угрожают безопасности государства.
После задержания Йоханнес Рор провел ночь в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), где он находился вместе с двенадцатью другими людьми в тесной камере размером около 15 кв.метров, без спальных мест. Спать ему пришлось на холодном кафельном полу, постельные принадлежности ему не предоставили, еды не давали. На следующий день Йоханнес вылетел в Германию.
В марте 2019 года Й.Рор при поддержке Антидискриминационного Центра “Мемориал» обжаловал запрет на въезд и действия сотрудников Центра временного содержания иностранных граждан в Мещанский суд Москвы. Впоследствии Мещанский суд принял решение разделить производство и передать административный иск о признании незаконным решения о запрете на въезд в Мосгорсуд, поскольку дело связано с гостайной. В Мосгорсуде процесс проходил в закрытом режиме, и в иске против ФСБ Й.Рору было отказано, несмотря на то, что решение о запрете на въезд может быть принято спецслужбами РФ только в отношении гражданина, деятельность которого угрожает национальной безопасности, а ФСБ не предоставили в суд никаких документов, подтверждающих наличие какой-либо угрозы.
Исчерпав все средства правовой защиты в России, Йоханнес Рор при поддержке АДЦ «Мемориал» подал жалобу в Европейский суд по правам человека. В жалобе заявлено о нарушении нескольких пунктов ст.6 (право на справедливое судебное разбирательство), а именно: п.1 (отсутствие справедливого суда в первой и второй инстанциях – самоустранение суда от судебного контроля; отсутствие состязательности в процессе; возложение бремени доказывание только на заявителя); п.3.а (недопущение заявителя к участию в процессе); п.3.b (лишение заявителя возможности ознакомиться с доказательствами, представленными ФСБ России, и ответить на них); п.3.с (недопущение защитника в процесс).
Кроме того, была нарушена ст.8 (право на неприкосновенность частной жизни) в совокупности со ст.10 (право на выражение мнений): Йоханнес Рор осуществлял профессиональную деятельность в области поддержки коренных народов в России, а принятый ФСБ запрет на въезд фактически означает запрет на профессию и нарушение права заявителя свободно выражать критику нарушений прав человека. В жалобе утверждается, что истинной целью принятого ФСБ решения был запрет собирать, представлять в органы ООН и распространять на различных площадках информацию о соблюдении Россией прав коренных народов, что нарушает стандарты деятельности гражданских активистов и не должно происходить в демократическом обществе.