В День прав человека – 10 декабря 2021 года – вручается Нобелевская премия мира, которую впервые получает гражданин России (ранее такую премию присуждали гражданам СССР Андрею Сахарову и Михаилу Горбачеву), главный редактор “Новой Газеты” Дмитрий Муратов.
Решение о присуждению премии мира одному из самых последовательных демократических журналистов России, десятилетиями возвглавляющему замечательный коллектив бесстрашных и высокопрофессиональных журналистов НГ, – знак поддержки и солидарности с гражданским обществом России, признание заслуг тех, кто борется за сохранение свободы слова. Признание это особенно актуально сейчас – когда все честные журналисты, правозащитники, да и просто не молчащие о несправедливости люди подвергаются преследованиям, получают клеймо “иноагентов”, стоят перед выбором – уехать или попасть за решетку.
Дмитрий Муратов в своих выступлениях перед получением премии всякий раз поднимает проблему политических преследований СМИ, НКО и частных лиц, признаваемых “иноагентами”, критикует и призывает отменить законы, позволяющие клеймить независимых журналистов и правозащитников. В том числе Муратов не раз вступался за “Мемориал”:
«Мемориал» занимается реабилитацией жертв сталинских репрессий. А обвиняют его прокуроры в «нарушении прав человека»! Напомню, «Мемориал» создал Сахаров. Может, памятник мертвому Сахарову безопасней, чем его живой действующий проект? «Мемориал» — не «враг народа». «Мемориал» — друг народа.
Международный “Мемориал” и Правозащитный центр “Мемориал” не только были признаны Минюстом “НКО, выполняющими функцию иноагента”, но и именно сейчас защищаются в суде от требований о ликвидации этих важнейших для России структур, сохраняющих память о прошлом, борющихся с репрессиями в настоящем. Муратов отмечал, что фактически наказывают тех, кто не хочет верить в мифы о прошлом, и призвал все страны отменить законы о признании кого-либо “иностранными агентами”. Лишь в демократии и свободе слова видит нобелевский лауреат защиту от худших бед, говоря:
“Неверие в демократию будет означать, что страны, которые от неё отказались, получат диктатора. А где диктатура – там война. Если мы отказываемся от демократии, мы соглашаемся на войну”.