21 марта – Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. АДЦ “Мемориал” и Международный Комитет коренных народов России подготовили альтернативный доклад в КЛРД ООН, информируя Комитет о нарушении российским режимом прав этнических меньшинств, коренных народов и мигрантов. Преступная война, развязанная Россией против Украины, распространила дискриминацию и репрессии на оккупированные территории, усугубила положение крымских татар в аннексированном Крыму, нанесла непоправимый вред коренным общинам и этническим меньшинствам. Призыв в армию и навязывание службы по контракту по большей части затронули самые бедные регионы России – как раз те, где живут этнические меньшинства, поэтому они диспропорционально страдают от мобилизации. Для коренных народов участие в войне угрожает их физическому выживанию, при этом добывающие компании продолжают разрушать их традиционные территории.
На протяжении последнего десятилетия государственная пропаганда формировала дискурс об исключительности России, ее «особом историческом пути» и «традиционных ценностях», превосходстве во владениях природными ресурсами. К 2022 году гражданское общество и оппозиционные движения оказались практически подавлены, независимые СМИ закрыты и/или изгнаны из страны, преследуется антивоенная и вообще любая гражданская активность, критикующая действия властей и выражающая поддержку Украине. Репрессивное законодательство об «иностранных агентах» поразило в правах десятки людей и организаций. Ведущие правозащитные организации были ликвидированы или ограничены в своих действиях – в том числе ведущие эксперты в области противодействия расизму и дискриминации. Недавно стало известно, что Министерство юстиции подало иск о ликвидации Информационно-аналитического центра «Сова», который многие годы анализирует проблемы расизма, ксенофобии, нарушений прав человека в России.
Постепенная деградация российского общества под воздействием государственной пропаганды и ужесточения режима происходила в атмосфере нагнетающейся ненависти и дискриминации по отношению к различным уязвимым группам.
Миграционная политика России остается крайне жесткой, и многочисленные трудовые мигранты из стран Центральной Азии ежедневно сталкиваются с расовым профилированием, полицейским и судебным произволом. Структурная дискриминация ромского населения не преодолена; в последние годы произошли массовые межэтнические конфликты, обернувшиеся настоящими погромами, из-за которых ромам пришлось спасаться бегством. Репрессивная политика России распространилась на новооккупированные территории: крымских татар теперь преследуют не только в Крыму, но и на Юге Украины.
Массированная пропаганда национальной исключительности и ксенофобии неминуемо легитимизирует прямое насилие и переход националистов от слов к делу: конфликты на почве ненависти, в том числе среди детей и молодежи, происходят постоянно, и есть все основания ожидать увеличения числа идейно мотивированных нападений на иностранцев, мигрантов, представителей меньшинств.