14.03.2015

Из СУВСИГ освобождены еще два человека без гражданства – уроженцы Грузии и Таджикистана, АДЦ “Мемориал” настаивает на праве ЛБГ на легализацию

Решение ЕСПЧ по делу “Ким против России”  стало стратегическим для аналогичных дел о заключении лиц без гражданства в СУВСИГ с целью выдворения: выдворить их ни в какую страну невозможно, поэтому заточение становится бессмысленным и бессрочным.  ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию принять общие меры по изменению этой абсурдной ситуации.

Вепхвия Сордия, уроженец Грузии, по решению суда Красногвардейского района был оштрафован на 5000 руб. и 5 месяцев провел в СУВСИГ с целью последующего выдворения, при этом он живет на территории России с 1988 года и, как указано в ответе посольства: “принадлежность его к гражданству Грузии не выявлена”. При обжаловании в Санкт-Петербургском городском суде  адвокат О.П. Цейтлина ссылалась на признание нарушения ст.5 пар.1 F Европейской Конвенции при таких же обстоятельствах в решении ЕСПЧ по делу «Ким против России» (нельзя держать в заключении, если невозможно выдворить). 25 февраля суд 2015 частично удовлетворил жалобу адвоката: постановил освободить Сордия из СУВСИГ и заменить выдворение из РФ на самостоятельный контролируемый выезд, поскольку, как указал суд, «выдворение за пределы РФ является невозможным, а его содержание в Центре содержания иностранных граждан становится бессрочным».

Курбон Худойбердиев, выходец из Таджикистана, провел в СУВСИГ 10 месяцев, прежде чем Ломоносовский районный суд 13 января 2015 года прекратил исполнение постановления о его выдворении. Примечательно, что отмену выдворения Худойбердиева инициировал судебный пристав-исполнитель, который не мог выполнить предыдущее решение того же суда: согласно полученной от посольства Таджикистана информации, – Курбон не является гражданином РТ.

Ранее мы уже писали, что судебные приставы, которым поручается исполнение выдворения, стали обращаться в
суд с просьбой прекратить исполнение постановления о выдворении ЛБГ в связи с невозможностью документирования ЛБГ и, следовательно, невозможностью их выдворить, но суд им отказывал.
С одной стороны, судебные решения об освобождении ЛБГ из СУВСИГ по ходатайствам службы судебных приставов  – положительное изменение существующей практики: люди выходят на свободу из учреждения, условия в котором признаны ЕСПЧ пыточными. С другой же стороны, как мы видим в деле Сордия, признав выдворение невозможным, суд лишь заменил его на “самостоятельный контролируемый выезд”, что так же невозможно – заявители, будучи лицами без гражданства, без документов не могут выехать самостоятельно за пределы РФ, поэтому рискуют снова быть задержанными полицией и попасть в СУВСИГ для того же выдворения (по ч.3 ст.20.25 КоАП РФ  – уклонение от исполнения административного наказания). Точно так же рискуют и освобожденные ЛБГ, которым самостоятельный выезд не предписан: их часто снова задерживают и отправляют в СУВСИГ на бессрочное заключение.

Таким образом, чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо пересмотреть механизмы ограничения свободы с целью выдворения, установить периодический судебный контроль над сроками заточения выдворяемых с учетом норм международного права, оформлять документы для лиц без гражданства.

Exit mobile version