27.04.2017

КЛРД обсуждает положение в Молдове с представителями гражданского общества

В ходе неформальной встречи с представителями неправительственных организаций эксперты Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) проявили большой интерес к проблеме невыполнения решений Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства Республики Молдова, а также вопросу об исключительно высоком уровне нетерпимости в отношении цыган, в частности, об исключении их из сферы образования и занятости, дискриминации в отношении выходцев из Африки и растущей ненависти к различным меньшинствам.

 

Презентация для Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации

Димитру Слюсаренко (Promo Lex, Республика Молдова)

Уважаемые члены комитета,
для меня большая честь представлять отчет о достижениях Республики Молдова в реализации решений КЛРД, подготовленный с участием Ассоциации Promo Lex и наших партнеров.

Несмотря на некоторые, я бы сказал, «несфокусированные» усилия молдавских властей по борьбе с расовой дискриминацией, последняя остается одной из самых чувствительных проблем нашего общества. В связи с этим мы должны признать, что усилия, предпринятые для принятия Закона 121 об обеспечении равенства и создание Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства, к сожалению, пока остаются самыми главными достижениями молдавских властей начиная с 2012 года.

Далее я расскажу о наиболее актуальных проблемах, связанных с расовой дискриминацией, с которыми сталкивалась Молдова в последние пять лет и которые продолжают существовать. В Молдове отсутствуют конкретные и эффективные меры по борьбе с социальной стигматизацией и нетерпимостью. Так, существует исключительно высокий уровень нетерпимости в отношении цыганского населения по сравнению с другими этническими группами, который связан с такими стереотипами в отношении них, как «воры», «лжецы», «попрошайки», «ленивые», «грязные». Приверженцы мусульманской религии представляют собой другую исключительно дискриминируемую группу, в отношении которой распространены такие ассоциации, как «агрессивные, фанатики», «террористы» и «экстремисты». Просто для того, чтобы продемонстрировать высокий уровень нетерпимости в обществе, я приведу пример, относящийся к 2014 году, -расследование Совета по равенству по делу о расистских основаниях при наименовании нового бургера из говядины. Для производства продукта использовался черный хлеб и бургер назывался «O.N.O.J.E». Г-н Джон Оноже – чернокожий гражданин Молдовы. Продукт продвигался через социальные сети, что привело к публичным обсуждениям, которые унижали человеческое достоинство господина Оноже. Нет никаких сомнений в том, что цель заключалась в том, чтобы унизить человека по цвету его кожи, продемонстрировав таким образом собственное этническое превосходство. Другое дело касалось расового профилирования ромских женщин (что, кстати, является распространенной практикой в ​​Молдове): госпожа Новаковичи была задержана двумя лицами, которые представились сотрудниками полиции. Ей сообщили, что она соответствует описанию подозреваемой в совершении преступления. В описании говорилось: «Цыганка, рост 160-165 см, волосы плотно собраны в пучок, одета в черный пиджак». В полицейском участке госпожа Новаковичи была подвергнута дальнейшему допросу сотрудниками полиции, которые отказались предоставить ей какую-либо более подробную информацию о том, на основании чего она была задержана. Ее допрос и задержание продолжались более 7 часов без какого-либо судебного решения или предоставления обоснованной причины задержания.

Язык вражды

В предвыборной кампании 2016 года резко возросло число случаев употребления языка вражды, касавшегося в основном четырех групп: ЛГБТ, женщин, этнических меньшинств и унионистов. Гомофобная и гендерно-враждебная речь наиболее часто использовалась в ходе предвыборной кампании, поскольку одна из основных кандидатов, Майя Санду, незамужняя женщина, которая были связана в разных контекстах с одной из групп ЛГБТ. Кроме того язык ненависти, основанный на расовых и этнических признаках, также имел сильное присутствие в ходе кампании.

Наиболее очевидный случай использования языка ненависти по отношению к этническим меньшинствам – это так называемые «30 тысяч сирийских беженцев Майи Санду». В конце октября 2016 года было опубликовано новостное сообщение, в котором говорилось, что Майя Санду согласилась с предложением Ангелы Меркель принять в Молдове 30 тысяч беженцев в случае, если она победит на выборах. В новостях говорилось, что Европа находится в серьезном кризисе в связи с наплывом беженцев, и европейские лидеры нашли решение в виде направления части беженцев в Молдову. Эта новость вызвала огромную волну ненависти в обществе, в социальных сетях и СМИ. Это выявило имеющиеся сильные предрассудки в отношении этнических и религиозных меньшинств и беженцев. Фактически, это была фальшивая новость, которая начиналась как сатирическая статья. Влияние этой публикации было настолько огромным, что в некоторых регионах по всей Молдове люди считали, что им придется «принять» беженцев у себя.

this post is also available in: Английский