Мэрия города Брно закрыла временный лагерь для беженцев из Украины, где проживали семьи ромов. По оценкам волонтеров, за полтора месяца лагерем воспользовались до 300 человек, многие неоднократно возвращались туда за помощью.
Лагерь был создан в начале июня после того, как ромские беженцы из Украины расположились возле главного железнодорожного вокзала города Брно. По словам волонтеров из «Большой инициативы», власти города нарушили договоренность о продолжении работы лагеря.
«Город Брно нарушил соглашение, достигнутое на прошлой неделе, – мы вместе с пожарными должны были очистить территорию, туда уже был привезен гравий для установки резервуара для воды, мы убрали поддоны и столы, которые больше не были нужны. Мы все сделали для того, чтобы можно было продолжать эксплуатировать пространство с помощью всего одной палатки и уже имеющегося оборудования. Однако городские власти приняли решение разобрать последнюю палатку и заперли ворота в лагерь», — сказала новостному серверу Romea.cz Кристина Студена из «Большой инициативы», которая вместе с другими волонтерами помогает ромским беженцам и их детям. По словам городских властей, в настоящее время лагерь демонтирован, но в случае необходимости его откроют вновь:
«Город приостановил работу лагеря на основе обсуждений с заинтересованными организациями, такими как IQ Roma servis и Drom. Это было сделано после достижения взаимного согласия и отъезда большинства жителей лагеря в Будапешт или Прагу», — сказал представитель мэрии Филип Понюхалек.
Однако волонтеры не верят представителям мэрии, так как в июне, когда городской вокзал был заполнен ромами, власти вначале предоставили им места в непригодных бараках в квартале Жиденице. Прожив в них несколько дней, большинство ромов вернулось на вокзал. Тогда мэрия установила для них несколько палаток возле вокзала. По словам волонтеров, этих мер было совершенно недостаточно: на тот момент среди беженцев было около 80 человек – женщин, в том числе на поздних сроках беременности, и детей, включая младенцев. Те, кто не мог поместиться в палатках, спали под столами на земле. Член Правительственного совета по делам меньшинства рома Томаш Щука заявил тогда, что «представители муниципалитета Брно отвергают ромских женщин и их детей, бегущих от войны в Украине. Для них они всего лишь потребители социальных благ и нарушители общественного порядка».
«Основываясь на нашем предыдущем опыте сотрудничества с городскими властями, мы не верим, что они будут делать то, что говорят. Мы обеспокоены тем, что скоординированно помогать этим людям и обеспечивать хотя бы элементарную безопасность больше не получится. Стратегия города Брно заключается в том, чтобы обеспечить комфорт коренных жителей, а не помогать этим людям в трудной жизненной ситуации”, – сказала волонтерка Кристина Студена.
В знак протеста против неравного распределения помощи между ромами и другими беженцами из Украины около 50 человек в июне провели демонстрацию в Брно.
Тогда, отвечая на критику со стороны волонтеров и правозащитников, вице-мэр города Роберт Керндл заявил, что, отказавшись от первоначально предложенного жилья, ромы потеряли право на льготы, предлагаемые другим беженцам: «Они туристы – охотники за пособиями, и они неоднократно предпринимали попытки попасть сюда. Брно не проводит различий между украинскими беженцами, это было свободное решение этих людей – не пользоваться жильем. Мы хотели бы оказать им некоторую поддержку, но у всего есть пределы. Мы надеемся, что эти люди поймут, что не имеют права на льготы, и перестанут сюда приезжать”, – сказал Керндл.