09.06.2020

Esquire.kz: Дунганский вопрос имеет значение

В эти дни казахстанцы живо обсуждают и осуждают расовые проблемы в США. Между тем, в нашей стране есть дела поважнее, о которых большинство молчит, считает Гульнара Бажкенова на страницах Esquire.

Пока весь мир сидел на карантине в Кордае продолжались расследования массовых беспорядков, и есть все основания опасаться, что виновными станут сами жертвы этих беспорядков. Люди, пережившие нападение на свои дома, теперь живут в страхе полицейского и судебного произвола. Они и так были одни, а в условиях изоляции остались совсем одни — со своей бедой и безнадёгой. Их робкие письма к правозащитникам, генеральному прокурору и президенту не имели шанса на внимание СМИ и общества, поглощённых сводками борьбы с коронавирусом, а теперь вот борьбой чёрных американцев за свои права.

«Как нам сообщили, на задержанных лиц, оказывают моральное и психологическое давление, под давлением принуждают признаваться в преступлениях, которых они не совершали. Одним из многих задержанных стал Айдир Масанов, он был задержан рано утром, без предъявления каких-то документов, надели наручники и по приезду в РОВД Кордайского района сразу начали избивать и запугивать. Заставляли признаться в убийстве жителя села Касык, угрожали, что посадят на длительный срок, избиения А.Масанова осуществлялось в составе 5-ти сотрудников правоохранительной системы, его отпустили лишь в 22:00 ч., при этом пригрозив не рассказывать никому об избиениях и пытках.
Коалиция обеспокоена, что подобные действия продолжаются по сей день, по информации из обращения, нам стало известно, что следователи ищут подозреваемых в убийстве гражданина Абдукерим Дархан.
В настоящее время, а именно 28 апреля 2020 г. с 12.00 идут обыски в доме Сейшанло Двумар жителя села Булар батыр. Родственники задержанных лиц испытывают страх, у одной из жительниц села Булар батыр ухудшилось состояние здоровья, она упала в обморок из-за давления, в связи с переживанием задержания своего супруга, чудом осталась жива, в отличие от Хузовой Цундер, которая умерла от переживаний за сына».

Это лишь один абзац из заявления Коалиции Казахстана против пыток.

С аналогичным докладом выступил антидискриминационный центр Мемориал.

«На данный момент неизвестно, установлены ли и задержаны ли подозреваемые в преступлениях против дунган – убийствах и телесных повреждениях, уничтожении собственности и кражах. Зато полная ясность с тем, как преследуют дунган: от них приходит информация о непрекращающихся нарушениях их прав, незаконных обысках и пытках задержанных в отделах полиции во время многочасовых допросов (это избиения, надевания на голову пакетов, запугивание). Им вменяют в вину бросание камней при попытке остановить погромщиков и пытаются выбить признание в тяжком преступлении – убийстве этнического казаха, который активно участвовал в погроме и погиб (очевидцы утверждают, что он насмерть сбил своим автомобилем двух дунган, а погиб, когда врезался в бензоколонку). АДЦ «Мемориал» располагает заявлениями, поданными в органы прокуратуры и излагающими обстоятельства незаконных действий полиции в конце апреля 2020 года, и фотографиями пострадавших со следами избиений и пыток.»

Все это происходит не в Лос-Анджелесе и не в Нью-Йорке, а в Казахстане. Жизнь черных имеет значение, кто бы спорил, но имеет ли значение жизнь и права национального меньшинства в нашей стране, когда на другой стороне весов фемиды – общественное мнение большинства?

Полностью читать статью на сайте Esquire.

Exit mobile version