24.03.2023

Сибирь.Реалии: Колонизация Сибири от Ермака до XXI века

В официальной российской историографии присоединение Сибири обычно подавалось как мирное освоение Азиатской части России. Предводители вооруженных, в основном казачьих, отрядов (Хабаров, Дежнев, Похабов и другие) именуются в школьных учебниках “первопроходцами”, как будто бы они шли через необитаемые земли, где прежде не ступала нога человека. На самом же деле многие сибирские народы, от татар на западе до чукчей на северо-востоке, оказывали русским вооруженное сопротивление вплоть до XIX века, и количество погибших в этих войнах исчисляется десятками тысяч.

Ценой этих жертв Россия захватила Сибирь и превратилась в настоящую империю – государство, владеющее колониями. В XVIII веке сформировалось имперское сознание, девизом которого стали слова Ломоносова о том, что “Россия прирастать будет Сибирью”, то есть забирать ресурсы из колоний, практически ничего не давая взамен. Отныне расширение государственных границ и присвоение новых территорий становится главной идеей политической элиты и предметом патриотической гордости. Хотя никто так и не смог объяснить, для чего России нужно владеть такими огромными пространствами, которые никогда не удавалось должным образом обустроить и сделать комфортными для жизни.

Сибирь.Реалии составили краткий хронологический путеводитель по основным событиям колонизации Сибири: от Ермака до “Газпрома”.

Малые сибирские народы в 21-м веке

Главная проблема малых народов при Путине заключается в том, что они до сих пор существуют и время от времени мешают правительству России прирастать Сибирью, её недрами и природными богатствами.

В Горной Шории коренные жители протестуют против уничтожения национальных деревень угледобывающими компаниями.

На Дальнем Востоке удэгейцы не дают федеральным и региональным властям спокойно распоряжаться территорией национального заповедника “Бикин“.

На Ямале полиция завела дело о несанкционированном митинге в тундре, который провели оленеводы и рыбаки. Фигуранты дела: 36 человек, собравшихся в 15 километрах от ближайшего населенного пункта, чтобы обсудить установленный в регионе запрет на вылов рыбы и проблему безработицы.

С точки зрения властей, представители коренных народов уместны только в качестве участников фольклорного ансамбля, которые снимаются для пропагандистского ролика “мы – русские“. Если же они пытаются отстаивать свои права на участие в экономической жизни региона, то сразу становятся “нежелательной организацией” или “иностранными агентами”.

Именно это произошло с тубаларами, малым народом Республики Алтай. В 2022 году в реестр НКО-иноагентов была включена организация “Туба калык” (“Тубаларский народ”). Согласно переписи населения 2010 года, тубалар на Алтае осталось всего две тысячи человек, и практически все они разделяют экологическую повестку “Туба калык”. Так что теперь им приходится гадать, за что именно их “назначили” иноагентами: за грант от Всемирного фонда дикой природы (WWF)​ или за борьбу с “черными лесорубами”, которые бесконтрольно уничтожают алтайскую тайгу?

После нападения России на Украину катастрофически обострились и без того серьезные проблемы выживания малых народов. В апреле 2023 года Международный Комитет коренных народов России и Антидискриминационный центр “Мемориал” подготовили в ООН доклад о нарушении российским режимом прав коренных народов и этнических меньшинств. Авторы доклада считают, что мобилизация, начавшаяся в сентябре 2022 года, угрожает самому существованию многих коренных народов России.

“Призыв в армию и навязывание службы по контракту по большей части затронули самые бедные регионы России – как раз те, где живут этнические меньшинства, поэтому они диспропорционально страдают от мобилизации. Для коренных народов участие в войне угрожает их физическому выживанию, при этом добывающие компании продолжают разрушать их традиционные территории”.
Из доклада “Расизм в России” для 109-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации ООН (11-28 апреля 2023 г.)

Полностью лонгрид Сибирь.Реалии Колонизация Сибири от Ермака до XXI века

Exit mobile version