09.07.2025

The Barents Observer: Дети войны. Норвежский фонд помог семье, которая вывезла двух украинских девочек в Россию

The Barents Observer: в статье “Дети войны. Норвежские благотворители дают деньги российским фондам, поддерживающим вторжение” рассказывает о благотворительной организации евангелиста Стейнара Харила из Кристиансанна, которая  тратит миллионы крон на благотворительные проекты в России. Один из финансируемых им фондов помог семье, которая вывезла двух украинских девочек в Россию, а другой перечисляет деньги на нужды военных и шьет для них носки.

Евангелист Стейнар Харила занимается благотворительностью в России с девяностых годов. Среди финансируемых проектов – деревня Vårsol – “Весеннее солнце” из многоквартирных коттеджей для многодетных семей в поселке Тайцы Ленинградской области. В этой деревне уже три года живут Соня и Женя, вывезенные из оккупированного Россией Донецка в 2022 году.

The Barents Observer рассказывают, что разговор с украинскими девочками Стейнар Харила опубликовал на своей странице в Facebook в конце мая. Он приехал в Ленинградскую область вместе с единомышленниками из Норвегии, чтобы встретиться с подопечными своей благотворительной организации. А заодно решил разоблачить “ложь” о том, что украинских детей удерживают в России против их воли; по крайней мере, именно так он объяснил цель записи и публикации видео.

Женевская конвенция запрещает перемещение лиц с оккупированной территории на территорию страны-агрессора. Это же правило прописано в 8 статье Римского статута МУС. Исключение – срочная эвакуация, но и в этом случае должно быть гарантировано последующее возвращение. Также является незаконным изменение гражданского статуса детей. Лидер российского государства Владимир Путин и уполномоченная по правам ребенка Мария Львова-Белова находятся в розыске Международного уголовного суда в Гааге именно за похищение украинских детей.

Экспертка Антидискриминационного центра “Мемориал” Стефания Кулаева полагает, что этот случай не вполне соответствует понятию “похищение детей”.

“Я бы отнесла этот кейс к категории “дети, вывезенные из Украины в Россию близкими людьми”. Крестные сейчас опекуны и законные представители; они, на самом деле, спасли детей от донецкого детдома, откуда бы их тоже, скорее всего, вывезли в Россию, где, вероятно, отдали бы совсем чужим людям (или держали бы в институции – что еще страшнее).

Вижу тут две трагедии и проблемы.

Первая: РФ виновата в сиротстве этих детей, они – сироты войны. Особенно очевидно это в случае гибели матери в 2022 году, хотя и те, кто погиб на первом этапе войны – донецкие жертвы с 2014 года, – все погибли по вине России, начавшей все это еще тогда.

Вторая проблема – вывоз в Россию, пусть и близкими людьми (сам факт приема детей под опеку семьей, знавший их всю жизнь, любящей их – это нельзя не принять как хороший вариант). Мы в АДЦ “Мемориал” занимаемся этой темой. Если “похищены”, то есть вывезены вопреки воле родителей или законных опекунов, были тысячи детей, то сотни тысяч попали в РФ по воле ответственных взрослых, иногда родителей, иногда других людей – бабушек, теть, опекунов. Эти дети тоже жертвы индоктринации, пропаганды, милитаризации. Их украинское происхождение отрицается (в худших случаях их еще и дискриминируют). Я считаю нарушением Конвенции ООН по правам детей обучение этих детей только на русском, навязывание им ложной идентичности, ненависти к Украине, милитаризации их детского сознания”.

Можно было бы предположить, что в фонде, финансируемом на деньги норвежских благотворителей, пропаганда войны украинским детям не грозит. Тем более и в соцсетях, и в различных публикациях постоянно подчеркивается, что деятельность Стейнара Харила и его фондов остается “вне политики”.

Однако реальность несколько отличается от программных заявлений. Находящийся “вне политики” фонд организует пропагандистские мероприятия. В мае 2024 году жителей поселка приглашали на концерт в честь Дня Победы. Мероприятие проходило в концертном зале Vårsol и, как гласит анонс, проводилось “в целях патриотического воспитания молодежи”.

Концерт начался с выхода на сцену детей в военной форме, размахивающих российскими флагами и исполняющих гимн “Юнармии” – милитаристского молодежного объединения под контролем российского государства. <…> Сама директор фонда Валерия Александрова, судя по ее соцсетям, является сторонницей российского вторжения.

Полностью читайте статью на сайте The Barents Observer