26.01.2017

Радио “Свобода”: Цыганское несчастье

Слова вице-спикера Госдумы Петра Толстого о людях, “выскочивших в 1917 году из-за черты оседлости”, вызвали шквал гневных комментариев и обвинений в его адрес в антисемитизме. Между тем понятие “черта оседлости” применялось в России не только к евреям, но и к цыганам. Несмотря на то что российское государство уже не ограничивает право цыган на свободное передвижение, о равном соблюдении своих прав по сравнению с другими группами населения они могут только мечтать. Подтверждение этому – история поселка Айша в Татарстане, куда цыгане приехали в конце 80-х годов 20-го века. Сегрегация в школе, отдельная новогодняя елка без подарков, проверки на наркотики три раза в год, попытки изъятия детей из-за долгов за коммунальные услуги и сноса цыганских домов – все это современные реалии поселка, в котором побывали корреспонденты проекта “Идель.Реалии” Вадим Мещеряков и Регина Хисамова.

Полностью репортаж читать

В статье ссылаются на дело, которое вел АДЦ “Мемориал”:

“Не учли длительное проживание цыган в своих домах”

Попытки выселить цыган уже влетали российским властям в копеечку. Европейский суд по правам человека в октябре 2016 года вынес решение по делу “Багдонавичюс и другие против России” и присудил восемь тысяч евро каждому из 33 заявителей за снос домов и принудительное выселение цыган, проживавших в поселке Дорожное Калининградской области.

В начале нулевых некоторые цыгане получили решения суда о признании их права на недвижимость, однако большинство из них так и не смогли собрать все необходимые документы для оформления домов. 38 цыганских домов объявили самовольными постройками и постановили снести. В 2006 году они были снесены, а жителей выдворили на улицы. Кроме того, по данным правозащитников, сотрудники ОМОНа применяли силу к тем, кто протестовал против сноса.

Осень 2006 года лишившиеся жилья цыгане провели в палатках без электричества и газа. ЕСПЧ в своем решении отметил, что дома были построены в советское время, а российские суды признали их незаконными, лишь опираясь на отсутствие современных документов о праве собственности. Национальные суды, решил ЕСПЧ, не учли длительное проживание цыган в домах, а власти не предоставили возможность узаконить постройки. Европейский суд единогласно постановил, что снос домов и принудительное выселение – это нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции.

Россия, однако, обжаловала постановление в Большую палату ЕСПЧ. Решение по жалобе еще не принято.