Около 9000 ромов бежали из оккупированного Донбасса на территорию, контролируемую Украиной. О том, как вопреки враждебности местных громад и двойной дискриминации, ромы-переселенцы пытаются выживать и кто им в этом помогает – в материале «Реальной газеты»
Микита Пидгора
Кто такие «гуманитарные вампиры»?
До войны в небольшом поселке под Макеевкой проживало 40 цыганских семей, но сейчас там осталась только семь – остальные уехали в Днепропетровскую и Харьковскую области. Жора (так он просит к себе обращаться) говорит, что после отъезда его дом уже разобрали на дрова, а все ценные вещи, включая автомобиль, украдены. В 2014 году большая семья бежала от войны в Изюм.
Они арендуют небольшой дом за 1000 гривен в месяц, а коммунальные услуги обходятся еще в 1200. Жора говорит, что местные неохотно сдают жилье ромам, а если и позволяют поселиться, то условия проживания в таких помещениях крайне некомфортны.
Главная проблема — нехватка денег. Жора просто запутался в бюрократических процедурах оформления переселенческих выплат, а его дочери не могут получить пособия на детей – не хватает «какого-то штампа из собеса». С соседями, по словам Жоры, у него конфликтов нет, равно как и с милицией – законы он не нарушает.
В Изюме, куда бежали ромские семьи, проживает около 40 тысяч человек. К ним следует прибавить 13 000 переселенцев – это последние данные после проверкимиграционной службы. Главной бедой небольшого города стала безработица. Шансы устроиться в Изюме на работу невелики.
Марина Алферова руководит волонтерским центром «Под арочкой». О проблемах семьи Еременко она знает. «У дочери Жоры нет паспорта, но никаких усилий, чтобы получить документ, она не прикладывает», — утверждает волонтер. Между тем, юристы помогли восстановить паспорта двум ромским семьям и теперь они получают положенные им по закону выплаты. «В Изюме лишь 6 из 16 таких семей прилагают усилия по социализации, работают и отправляют детей в школы и детские сады. Остальные 10 семей постоянно «курсируют» через линию разграничения. Почти все ромы, которые поселились у нас из Горловки и Дзержинска. Ромы, которые адаптируются к нормальным условиям, становятся чужими в своей среде. Местные жители, само собою, недовольны новыми соседями – кражи, наркотики, шум-гам» — рассказывает волонтерка.
Ромов, которые злоупотребляют помощью общественных организаций, Марина называет «гуманитарными вампирами»: «Тем переселенцам, которые сели на голову, мы перестаем помогать».
«Жить можно, местные относятся нормально…»
Проблемы ромов-переселенцев практически такие же, как и у всех внутренне перемещенных лиц, но если бы в среде ромов не было бы посредников для общения с их сообществом, многие гуманитарные программы попросту бы не работали. Так считает менеджер фонда «Горение» Татьяна Приходько.
Николай Бурлуцкий подтверждает слова волонтерки – ромы нация очень закрытая, в основе культуры которой лежит традиционное мировоззрение. Несмотря на это, в Днепропетровский и Запорожской областях есть примеры интеграции ромов-переселенцев в местную громаду. Семья из Луганска приняла участие в грантовой программе для малого бизнеса, что позволило этим ромам открыть торговую точку на рынке и встать на ноги. «Но в основном ромы живут на пособия, у многих отсутствуют не только паспорта, но и свидетельства о рождении, много матерей-одиночек», — рассказывает Татьяна Приходько.
«Жить можно, местные относятся нормально, вот только жилье найти тяжело – пока-что снимаем времянку» — рассказывает Владимир из Луганска. В его семье шесть человек и он благодарен волонтерам за помощь, но, как и все беженцы, вспоминает дом. Семья Владимира бежала не только от снарядов – вооруженные сепаратисты вымогали деньги у одной из ромских луганских семей, а слухи из Краматорска и Славянска, где так называемые «ополченцы» развязали настоящие репрессии, дошли и до Луганска. В Днепропетровской области, по словам Владимира, люди отнеслись к ним хорошо, а волонтеры обеспечили необходимым на первое время.
В распоряжении автора есть ещё четыре коротких интервью с ромами-переселенцами из зоны АТО. Все эти истории типичны: не хватает денег, проблемы с документами и жильем, нет работы. Более того, предрассудки касательно ромов распространены в украинском обществе чуть ли не повсеместно. Миф, что наркоторговля это традиционное занятие ромов, дорого стоило цыганской громаде Славянска.
«ДНР». Обыкновенный нацизм
В апреле 2014 года Славянск оказался во власти сепаратистов. «Народным мэром» стал Николай Пономарев – лидер одного из преступных сообществ, которое занималось продажей наркотиков. В отчете «Ромы и война. Ромские жители Восточной Украины» Антидискриминационного центра «Мемориал» собрана и обобщена информация о погромах и расправах над ромским населением Славянска. Местные жители утверждают, что один из представителей ромской громады по имени Паша, действительно был причастен к наркоторговле. Возглавляемая Пономаревым банда не только устранила конкурента, но и «зачистила» район Черевковку, где компактно проживали ромы. К ним применялось насилие, а «ополченцы» попросту разграбляли дома и квартиры, вымогали деньги. Сотрудник полиции Славянска сообщает, что после освобождения города украинскими военными, ромы стали возвращаться. По словам правоохранителя, эти люди не занимаются продажей запрещенных веществ.
«Ни одна наркоточка не продержится дольше 48-ми часов без двух крыш – милицейской и криминальной. Более того, основная масса ромов поддерживают«романипэ», согласно которому люди, занимающиеся наркоторговлей, отторгаются от ромского общества. В любой этнической группе есть свой маргинальный слой, но именно по нему судят обо всем народе. Я не утверждаю, что среди ромов это явление отсутствует, но я против обобщения. Правоохранители находятся во власти подобных дискриминационных представлений о ромах» — говорит председатель неправительственной организации «Чачимо» Николай Бурлуцкий.
Константин — бывший сотрудник УВД Стаханова Луганской области утверждает, что торговля наркотиками была традиционным и прибыльным бизнесом некоторых ромских семей. Милиционер говорит, что члены преступной группировки не только продавали, но и сами изготавливали наркотические вещества. Сырье (мак) наркоторговцы скупали по селам области, а сбытом занимались другие ромы, которые и часто попадались на этом. «Мы неоднократно задерживали ромов не только за продажу запрещенных веществ, но и за кражи, мошенничества» – рассказывает Константин.
Впрочем, отдельной криминальной статистики по гражданам ромской национальности нет и утверждение о том, что торговля запрещенными веществами это национальная специфика ромов, звучат из уст правоохранителя неубедительно.
Запад нам поможет
Украинским правительством в 2013 году принята «Стратегия защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства». В документе приведены основные направления помощи ромским громадам — правовая и социальная защита, повышение образовательного уровня, здравоохранение и улучшение жилищно-бытовых условий, удовлетворение культурных и информационных потребностей.
Казалось бы, что для ромов-переселенцев, а таких 10% от всего ромского населения Украины, реализация стратегии стала бы палочкой-выручалочкой. Однако, в этой программе не обозначен ни бюджет, ни план мероприятий. Более того, пункты стратегии носят рекомендательный, а не обязательный к исполнению характер. А в администрации города Мерефа, как утверждает Николай Бурлуцкий, об этом документе вообще на знают, несмотря на большую тамошнюю ромскую громаду.
«Несмотря на то, что План мероприятий по реализации Стратегии защиты и интеграции в украинское общество ромского национального меньшинства на период до 2020 года действует уже почти четыре года, его выполнение как центральными, так и местными органами государственной власти трудно назвать эффективным: фактически нерешенными остаются те же проблемы, к которым Уполномоченный неоднократно привлекала внимание «, — заявила представительница уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по вопросам соблюдения прав ребёнка, недискриминации и гендерного равенства Аксана Филипишина.
Для того, чтобы стратегия заработала, Кабмин создал межведомственную рабочую группу с участием лидеров ромских организаций. Правительство обратило внимание на ромов из-за условий Евросоюза по предоставлению безвизового режима для граждан Украины.
«Ромы не могут получить работу, снять жилье не только потому, что они переселенцы, а еще и потому, что ромы. Многие из них — без надлежащего образования и опыта работы. Многие дети не пошли в школу, потому что родителям-ромам сказали, что школы переполнены. Я знаю семьи, которые, получая такую социальную помощь, арендуют жилье, но у них нет денег для того, чтобы покупать еду или лекарства для ребенка…», — рассказывает Земфира Кондур, вице-президент фонда «Чирикли».
Ромы-переселенцы из Донбасса не рассматриваются членами рабочей группы как отдельная категория внутренне перемещенных лиц, несмотря на двойную дискриминацию таких граждан. Вместе с тем, ромы имеют все права граждан Украины и вправе рассчитывать на их соблюдение.