26.09.2016

Репродуктивные права женщин в постсоветских странах: выбор за или против материнства не может быть ни навязан, ни ограничен властями

В рамках совещания БДИПЧ ОБСЕ 2016-го года по рассмотрению выполнения, посвященного человеческому измерению

28 сентября 2016 года

13.15 – 14.45, Зал пленарных заседаний

Сайд-ивент Антидискриминационного центра «Мемориал»

Репродуктивные права женщин в постсоветских странах: выбор за или против материнства не может быть ни навязан, ни ограничен властями (противодействие как дискриминации женщин в профессиональной сфере и ограничению трудовых прав ради «репродуктивного здоровья», так и практике насильственных абортов/стерилизации женщин из уязвимых групп)

Хотя страны – участницы ОБСЕ и декларируют приверженность принципам гендерного равенства, во многих из них нарушается право женщин свободно и независимо добиваться реализации своих репродуктивных прав. В ряде стран репродуктивная функция женщины воспринимается как ее прямое и главное обязательство, что ограничивает право выбора в профессиональной сфере: например, в России, Беларуси и других постсоветских странах действуют запреты на многие профессии, что объясняется вредом некоторых видов деятельности для здоровья будущих матерей, хотя нет научных доказательств такого вреда, да и право выбора между карьерой или материнством должно принадлежать женщине, а не государству. При этом подобных ограничений для мужчин нет – в том числе в очевидно вредных для их репродуктивного здоровья сферах занятости. Очевидно, что заботой о репродуктивном здоровье только женщин прикрывается реальная дискриминация, когда женщине отводится в первую очередь роль субъекта деторождения, независимо от того, хочет ли женщина быть матерью или предпочитает сама выбрать себе интересную профессию и карьеру.

Обязанностью женщины рожать детей оправдываются многие патриархальные традиции, часто реально вредящие здоровью – вплоть до поддержки калечащих операций, провозглашенных одним из религиозных лидеров Северного Кавказа способом предотвращения «женского разврата», поскольку, по его словам, женщина создана для того, «чтобы она рожала детей и их воспитывала. А обрезание не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать».

В странах Центральной Азии правозащитники тоже озабочены возвратом дискриминационных традиций, таких как похищения девушек и ранние насильственные браки, изнасилования и нежелательные беременности, ранние роды. В то же время в регионе все громче звучат голоса противников абортов, призывающих полностью запретить прерывание беременности, а власти непризнанной Абхазии уже запретили аборты даже в случае угрозы жизни матери. Заботой о демографии и репродукции часто маскируют гомофобию, дискриминация ЛГБТИ обосновывается ложной догмой об обязанности всех и каждого плодиться и размножаться.

Одновременно в некоторых случаях женщин из уязвимых групп (инвалидов, социально неблагополучных, а также представительниц цыганских групп – люли, мугат) заставляют делать аборты и даже принудительно стерилизуют (в частности, ромских/цыганских женщин в Узбекистане). В России жестоко нарушаются права матерей-мигранток: в ходе полицейских рейдов их разлучают с детьми, отправляют в депортационные центры, нередко выдворяют из страны без детей. В 2015 году отнятый у таджикской матери младенец погиб при невыясненных обстоятельствах, и это не единственный случай трагических последствий разлучения детей-мигрантов с их родителями в РФ.

Женщины имеют право иметь детей, если хотят этого, и сами воспитывать их, они также должны иметь право выбора другого пути в жизни – защита прав матерей необходима, но быть матерью женщина не обязана, навязывать репродуктивную роль никому нельзя.

В дискуссии выступят: эксперты из Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан) на тему вредных традиционных практик и ограничения репродуктивных прав женщин из уязвимых групп; адвокат из РФ, защищающая права матерей-мигранток; эксперт по правам женщин Абхазии по проблеме запрета абортов; пострадавшая от запрета на профессию работница речного транспорта в РФ, добившаяся в КЛДЖ ООН признания дискриминационности списка запрещенных женщинам «вредных» профессий.

Будет обеспечен перевод (русский и английский языки)

Exit mobile version