04.11.2022

Рома из Украины ждут зимы в Европе, встречая враждебность и страдая от дискриминации

Интервью волонтера, помогающего беженцам на польско-украинской границе в районе города Пшемышль

Европе, вероятно, предстоит тяжелая зима из-за многократного повышения цен на энергоснабжение и продовольствие, спровоцированных продолжающейся войной в Украине. В особенно тяжелом положении могут оказаться украинские беженцы. Среди них самыми уязвимыми являются рома. Многие из них уже при пересечении границы сталкиваются с дискриминацией и ксенофобией со стороны волонтеров и государственных служб. С наступлением холодов без срочной помощи их положение может стать катастрофическим.

30 октября 2022 года волонтеры, помогающие беженцам на польско-украинской границе в районе города Пшемышль, сообщили АДЦ «Мемориал», что ситуация с беженцами ухудшилась сразу после начала массированных ракетных ударов ВС РФ по критической инфраструктуре Украины. В особенности сложно приходится ромам, которых по-прежнему отказываются принимать в крупные гуманитарные центры и не обеспечивают гуманитарной помощью.

«После начала массированных обстрелов украинских городов поток беженцев снова увеличился, и в настоящее время мы работаем на пределе своих возможностей. Наши шелтеры не справляются. Только в нашей палатке, которая рассчитана на 18-19 человек, сейчас постоянно находится до 30 беженцев. Все ромы, как правило, идут к нам, так как в Tesco (центр гуманитарной помощи в городе Пшемышль) и других крупных центрах им отказывают в размещении. Их не берут даже в комнату матери и ребенка на вокзале, – якобы, там нет мест.

Бывает так, что к нам приходит ромская семья, только что перешедшая границу. Их надо куда-то деть. Мы звоним в Tesco, спрашиваем, есть ли у них место для семьи беженцев. Если они отвечают, что места есть, мы договариваемся, что они сейчас приедут. Но как только мы их привозим и сотрудники «Красного креста» видят, что это ромы, сразу же следует отказ, а на волонтеров вызывают полицию за то, что те привезли ромов. Они даже не смотрят, адекватные это ромы или нет, бедные или нет. Для них ромы — это ромы. Если ты ром, значит мы тебя не примем. Гуманитарной помощи ромам там тоже никакой не дают – ни теплых вещей, ни питания. Их просто разворачивают и говорят, чтобы они ждали транспорт, на котором они смогут уехать в другое место.

Если повезет, рома могут уехать куда-нибудь на ганноверском поезде. Если нет, остаются здесь, и мы пытаемся разместить их в частных шелтерах и палатках. Сейчас, пока не наступили холода, с этим не так много проблем, но зимой не знаю, как мы будем выживать. Все частные центры держатся только на пожертвованиях и на личной инициативе волонтеров. Сейчас мы уже с трудом находим деньги на генераторы и обогрев палаток. Включаем их только ночью, чтобы хоть как-то экономить. Зимой их мощности будет не хватать, и беженцы, включая ромов, которых у нас очень много, будут просто замерзать. У многих из них нет даже теплой одежды, и никто кроме нас им ее не предоставит».

Еще один волонтер рассказал нам, что ромы, которым отказали в размещении в Tesco, по несколько дней вынуждены ждать поезд, который идет из Пшемышля в Ганновер: он остается единственным бесплатным вариантом, чтобы уехать из Польши в Западную Европу. Многим из них негде ночевать, и они пытаются размещаться на ночлег в здании вокзала, откуда их прогоняют охранники. Волонтеры опасаются, что с наступлением зимы ромы в ожидании поезда будут просто замерзать на улице.

В принимающих беженцев странах ситуация непростая. Например, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством Молдовы и гуманитарными организациями, ввиду тяжелого экономического положения в стране, решить все проблемы не удается, и беженцы из уязвимых категорий, в частности рома, продолжают находиться в тяжелых условиях. Oxfam и их партнеры из молдавского гражданского общества опубликовали доклад с десятками интервью, взятых у беженцев-рома, проживающих в центрах размещения и частных домах по всей Молдове.

Так, недалеко от Кишинева, в полуразрушенном бывшем университете в одноместной комнате живет ромская семья, состоящая из 70-летней Илии, ее слепой дочери и двух внучек. Одна из его внучек прикована к инвалидному креслу и не может сама передвигаться по лестнице, когда ей нужен душ или туалет на улице. У Илии нет надлежащих документов, а это означает, что она не может получить необходимую денежную помощь, на которую имеет право. Кроме прочего, здание, в котором они живут, долгое время не ремонтировалось и не приспособлено для проживания в зимний период.

Еще одна ромская семья из Одессы – 40-летняя Лаура, ее муж и четверо детей – живут в парке отдыха за городом. Они снимают однокомнатный домик с одной кроватью и тонкими простынями. У них нет отопления, интернета, игрушек для детей, зимней одежды, нет и работы.

В докладе Oxfam говорится, что многие варианты жилья, предлагаемые ромам, часто небезопасны, недоступны для магазинов и удобств, переполнены и плохо оборудованы для предстоящей зимы: не хватает душевых, туалетов, горячей и холодной воды, практически отсутствует доступ к помощи от НКО или государственных служб.

Другие центры размещения беженцев в стране, такие как центр MoldExpo в Кишиневе, кажутся намного более качественными и подготовленными к холодам, однако ромы рассказывают, что им отказывают в убежище в MoldExpo и вместо этого расселяют в менее обустроенные центры, предназначенные только для рома.

Эксперты Oxfam отмечают, что наиболее приемлемым видом размещения для ромов могла бы стать аренда частных домов, однако сами ромы сообщили, что для большинства из них этот вариант остается недоступен из-за неподъемной стоимости аренды и коммунальных услуг, которая в зимний период будет увеличиваться. Кроме того, рома сообщают о дискриминации со стороны многих домовладельцев, которые не хотят сдавать им жилье.

Чтобы выровнять ситуацию с доступом ромских беженцев к помощи в зимних условиях, необходимы позитивные меры правительств стран, граничащих с Украиной и принимающих наибольшее количество беженцев, а также усилия гуманитарных организаций.

this post is also available in: Английский