АДЦ «Мемориал» не раз обращал внимание на особенно уязвимое положение женщин и девочек из общин рома, затронутых военным конфликтом России и Украины. В 2014 году число рома, покинувших свои прежние места жительства в зоне боевых действий в Донбассе, оценивалось примерно в 6000 человек. Все проблемы, характерные для ромских общин в Восточной Европе (отсутствие личных документов, недостаточный уровень образования, бедность, риск подвергнуться расистскому насилию), обострились в условиях войны. Ромские женщины оказались в особенно трудном положении — ведь в традиционных общинах именно они отвечают за ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и уход за детьми, и именно они искали пути выживания в ситуации войны и каждодневного риска насилия со стороны вооруженных групп.
Сегодня в Украине уже около 2 миллионов человек стали внутренне перемещенными лицами, а более 3 миллионов беженцев пересекли международные границы. По состоянию на 13 марта 2022 года в Молдове находилось 106 994 беженца из Украины, большинство из которых женщины и дети. UN Women пообщались с большой ромской семьей из 12 человек, которые были вынуждены покинуть свои дома в селе Арбузинка Николаевской области в поисках безопасности, защиты и помощи в Республике Молдова.
Дафина, Альбина и Анжела вместе с детьми и близкими родственниками были вынуждены проехать 10 часов в обычном автомобиле, рассчитанном на пять человек. Альбине и двоим из четырех детей пришлось ехать в багажнике.
«Я даже не знаю, как нам удалось выбраться оттуда; это ужасно», — говорит Дафина, приехавшая в Молдову с 17-летним сыном и 12-летней дочерью. «23 февраля мы отпраздновали день рождения наших двойняшек Рустама и Арсена. Мы легли спать спокойно, а 24 февраля в 6 утра мне позвонила сестра и сказала, что началась война. Я стала звонить своим родственникам. Мы начали собираться вместе и думали, как нам быть. В Киеве живет мой брат. Мы должны были ехать с ним, не успел к нам приехать. Мосты разрушены», — говорит Альбина. Она и ее четверо детей восемь дней спали в бомбоубежище, дети заболели. «Нам потребовалось три дня, чтобы принять решение уехать из города. Мы очень боялись пути, который нам предстояло пройти. Но в какой-то момент мы услышали интенсивную стрельбу и вой ракет где-то недалеко от нас. Это было часов в 5 утра, и мы проснулись, хотя я не могу сказать, что с первых дней войны мы могли спать. Можно было просто подремать час. В то утро было объявлено, что скоро на нас нападут. Наши дети дрожали; они держались за наши ноги и боялись отпускать. Потом были взрывы. От них тряслись полы. Тогда мы поняли, что точно должны уехать, что у нас нет выбора. Мы ничего не брали, так как нас было много, а машина одна. Вещи в нее не поместились бы. Я уехала в одних тапочках», — говорит Альбина.
Анжела добавляет: «Решение уехать мы приняли в тот момент, когда дети играли на улице, а над их головами пролетела ракета и взрывом выбило окна в нашем доме».
Еще до войны отсутствие документов, удостоверяющих личность, мешало ромским женщинам пользоваться социальными и экономическими правами. У многих нет паспортов или денег для поездки. Несмотря на то, что Дафина, Альбина и Анжела смогли покинуть страну со своей большой семьей, на пути им пришлось столкнуться со многими трудностями. Дафина говорит, что им пришлось трижды менять маршрут, так как дороги, по которым они должны были проехать, были заминированы. По пути, по ее словам, они видели горящую военную машину и много мертвых людей, лежащих на дороге. «Мы пытались закрыть детям глаза, чтобы они не видели этих зверств, — говорит Дафина. — Мы не знаем, что случилось с нашим домом после того, как мы уехали. Дом нашего соседа разрушен. Мы оставили дома все, что у нас было. Мы взяли самое дорогое: наших детей. Всю еду мы отдали соседям. Мы не хотели, чтобы это пропадало зря. Нам жалко наши дома, ради которых мы работали всю жизнь. Но мы счастливы, что живы, так как не верили, что сможем живыми добраться до Молдовы на машине. Мы прощались друг с другом, потому что знали, что в любой момент может случиться что угодно».
Альбина добавляет, что, когда они только приехали, дети услышали шум снаружи и испугались. Они начали искать место, чтобы спрятаться. Их 22 человека в доме, потому что семья, которая их приютила, состоит из 10 человек. «У нас очень плохое положение, у нас нет дров, мы не отапливаем дом уже около двух дней. Вчера мы собрали все, что можно было найти, чтобы обогреть дом и искупать детей. В Украине у нас было все необходимое», — сокрушается Альбина. Также у них нет лекарств. Дочь Дафины страдает астмой, а у самой Дафины проблемы с сердцем. У Анжелы, матери Альбины, рак крови, из-за которого у нее проблемы с легкими и дыханием, и ей нужен новый ингалятор, потому что у нее осталось всего 40 доз.
Анжеда, Давина и Альбина благодарны тем, кто их приютил, — очень дальним родственникам, — но понимают, что те не смогут им помогать бесконечно. Женщины говорят, что хотели бы найти работу и жилье, чтобы иметь возможность начать жить заново, но в селе, куда они приехали, нет возможности трудоустройства. Больше всего они хотят вернуться в свои дома и жить в мире.