АДЦ «Мемориал» принял участие в совместном с Федерацией за права человека сайд-ивенте «Проблемы гендерной дискриминации в странах Восточной Европы и Центральной Азии: неравенство на работе, насилие дома» в ходе заседания по человеческому измерению ОБСЕ.
Экспертки рассказали о нарушениях прав женщин в сфере занятости в регионе и проблеме незащищённости от гендерно-обусловленного насилия в России и Беларуси.
АДЦ «Мемориал» с радостью отметил отмену списков запрещённых для женщин профессий в Украине и Узбекистане, а также их сокращение в Казахстане и России. C 2021 года, благодаря борьбе героинь кампании #Alljobs4allwomen, российские женщины смогут устроиться на десятки работ, включая популярные и хорошо оплачиваемые профессии в сфере транспорта (водительницами грузовиков, автобусов, поездов метро, а также на морском и речном флоте). Некоторые работодатели откроют направления в учебных заведениях разных уровней по ранее недоступным для девушек и женщин специальностям (об этом, в частности, уже заявили представители московского метрополитена).
Адвокат Валентина Фролова, занимающаяся масштабными для России проблемами домашнего и гендерно обусловленного насилия, рассказала о значительных достижениях в сфере стратегического судопроизводства в международных институциях. В 2017 году КЛДЖ ООН впервые для России признал гендерной дискриминацией отсутствие должной реакции властей на домашнее насилие в отношении женщин. Особое значение имеет замечание Комитета о том, что в России дела о домашнем насилии относятся к частному обвинению, в то время как именно государство обязано предоставлять должную защиту женщинам. Таким образом, потерпевшая не должна самостоятельно выполнять роль обвинителя в уголовном деле, собирая доказательства и поддерживая обвинение, в том числе иметь обязательство постоянно являться на процесс. Позицию, признающую недопустимым частное обвинение по делам о домашнем насилии, поддержал в 2019 году ЕСПЧ в деле «Володина против России». Валентина Фролова подчеркнула, что Россия — последняя страна в Совете Европы, в которой нет закона против домашнего насилия; и, вместе с Азербайджаном, – одна из двух стран, не присоединившихся к Стамбульской конвенции.
Ирина Соломатина, описывая ситуацию в Беларуси, сообщила, что власти страны намерены сокращать список запрещённых профессий, что может обеспечить рабочими местами женщин в сельских областях и промышленных городах, где они вынуждены зачастую неофициально трудиться на тяжёлых специальностях, не получая за это должной оплаты. Проблема гендерно-обусловленного насилия в Беларуси осложняется табуированностью этой темы для большой части общества и неготовностью женщин обращаться за защитой своих прав из-за страха негативных последствий.