10.03.2021

Forbes Woman: Не кочегарки и не плотницы: как женщины осваивают запрещенные раньше в России профессии

Список запрещенных для женщин профессий устарел: работодатели хотят нанимать женщин машинистами и мотористами, а шума, подъема тяжестей и других нагрузок хватает и в разрешенных профессиях. Forbes Woman поговорил с героинями, которые отвоевали свое право водить поезда, фуры и суда.

…Перечень производств, работ и должностей с вредными и/или опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, впервые был утвержден в 1978 году и обновлен в 2000-м, последняя редакция и действовала до недавнего времени. Заявленной целью при его принятии была защита женщин. И сейчас критериями при пересмотре перечня, как сообщали в Минтруде, стали факторы, «опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия».

Однако подтвержденных исследованиями доказательств того, что запрещенные профессии влияют на репродуктивное здоровье, не приводится. Во всяком случае, государство не представило их в свое время Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ ООН). В 2016 году КЛДЖ признал, что Россия нарушила «Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» в деле Светланы Медведевой, которая в 2012 году не смогла устроиться в ООО «Самарское речное пассажирское предприятие» на должность моториста-рулевого, хотя имела диплом по специальности. Комитет заявил, что, во-первых, запреты отражают консервативные представления о ролях и обязанностях женщины и мужчины в семье и обществе и закрепляют за женщиной главным образом роль жены и матери, что подрывает ее социальный статус и перспективы образования и карьерного роста. Во-вторых, нужно не ограничивать людей по признаку пола, а стимулировать работодателей улучшать технологии, чтобы профессии становились безопасными.

До кейса Медведевой, которая вместе с экспертами Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал» проходила инстанции российских судов и обращалась в ООН, было дело Анны Клевец: она пыталась добиться признания дискриминационным запрета на работу женщин машинистами метро. В 2009-м Верховный суд принял решение не в ее пользу. К слову, дело Медведевой ВС отправил на пересмотр, и в 2017-м Самарский районный суд счел отказ в приеме ее на работу дискриминационным, признав верховенство международного права над российским.

После Медведевой в борьбу включились дальнобойщицы во главе с Евгенией Марковой. Они написали открытое письмо уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Москалькова заявила, что список надо пересмотреть.

И Светлану Медведеву, и Евгению Маркову поддерживал АДЦ «Мемориал», который проводит долгосрочную кампанию Alljobs4allwomen.

«Мы хотели добиться большего, потому что сама идея запрета профессий для женщин, не важно, вредны они или нет, дискриминационная, — говорит эксперт «Мемориала» Стефания Кулаева. — Рожать не обязанность, а право женщины, требующее защиты, но не ограничений. Мужчины тоже могут потерять репродуктивные способности на некоторых видах работ, например на атомных подводных лодках. Тем не менее мужчинам их не запрещают».

«Однако такому шагу, как сокращение, мы тоже рады. Одним из тезисов было то, что женщинам и не нужны запрещенные профессии, но это не так. Например, транспортные профессии очень востребованы. Мы гордимся боровшимися женщинами. То, что женщины повели поезда метрополитена и РЖД, — огромное достижение», — добавляет она. По словам Кулаевой, некоторые работодатели поддерживали правозащитников, например РЖД и морской профсоюз. Они были вынуждены выполнять требования, но при этом хотели брать женщин на работу.

Полностью статью, а также интервью с женщинами, уже работающими по специальностям, с которых сняты запреты читайте на Forbes Woman