31.03.2025

Война, о которой не сказали. Как доклад ООН обошёл стороной один из самых кровавых вооруженных конфликтов современности

АДЦ “Мемориал” поддерживает позицию Дмитрия Бережкова, редактора портала “Indigenous Russia” и публикует его статью с критикой тематического доклада ООН о влиянии военных конфликтов на права коренных народов:

В феврале 2025 года Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов представил тематический доклад “Impact of colonization and armed conflicts on Indigenous Peoples’ rights: the imperative of peacebuilding” (E/C.19/2025/7). Документ заявлен как исследование влияния колониализма и вооружённых конфликтов на коренные народы. Однако внимательный анализ показывает: крупнейший вооружённый конфликт в Европе со времён Второй мировой — война России против Украины — оказался в этом докладе практически незамеченным.

Неприятно и то, что после объёмной и затянутой преамбулы, занявшей несколько страниц, содержательная часть доклада начинается не с анализа реальных последствий современных войн для коренных народов, а с обсуждения негативных последствий западных санкций для Ирана и Боливии. Возникает впечатление, что для авторов — представителей Ирана (Hanieh Moghani), Австралии (Hannah McGlade) и США (Geoffrey Roth) — именно это является приоритетной темой в рамках дискуссии о колониализме и конфликтах.

Однако нам – представителям коренных народов России эта риторика звучит знакомо: на протяжении последних лет с критикой санкций на всех площадках ООН активно выступают представители РАЙПОН — официальной российской организации коренных народов, поддержавшей вторжение в Украину и полностью контролируемой Кремлём. РАЙПОН используется российскими властями в международных структурах как инструмент мягкой силы и оправдания внутренней и внешней политики России, включая милитаризацию Арктики и нарушения прав самих коренных народов.

Неудивительно, что один из авторов этого доклада — представитель Ирана Хани Могхани — в последние годы регулярно принимает участие в организуемых российскими властями мероприятиях, посвящённых правам коренных народов, в том числе в Арктических форумах. Именно на таких мероприятиях, где полностью доминирует кремлёвская повестка, формируются и распространяются идеи о том, что война в Украине — это всего лишь «территориальный спор и политическое соперничество», а санкции против государств, систематически нарушающих права человека, представляют собой одну из главных угроз для коренных народов. Когда подобные нарративы перекочёвывают в официальные доклады ООН, это свидетельствует о серьёзном кризисе представительства и независимости в международных механизмах по правам коренных народов.

Участники Международного Арктического Форума, Мурманск. 26-27 марта 2025 года. В центре фотографии – автор доклада Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Хани Могхани. Фото – Михаил Киреев, Фонд Росконгресс (https://photo.roscongress.org/ru/projects/358/9522/303110

Тем временем, единственное упоминание Украины содержится в пункте 69 и сводится к одной фразе:

“Вследствие геополитической борьбы на Украине усилились страдания таких коренных меньшинств, как крымские татары, которые с давних пор подвергаются преследованиям, а теперь оказались под перекрестным огнем сторон, вовлеченных в территориальные споры и политическое соперничество.”

На фоне масштабов войны и её последствий для коренных народов Украины и России такое высказывание выглядит не просто сдержанным, а умышленно обезличенным. Здесь нет ни слова о:

  • тысячах, погибших из числа коренных народов как Украины, так и России;
  • принудительной мобилизации представителей коренных малочисленных народов;
  • фактах репрессий против крымских татар в оккупированном Крыму;
  • системной милитаризации арктических территорий России, заселённых коренными народами;
  • разрушении общин коренных народов Крыма и экосистем вследствие ведения боевых действий.

Более того, сама формулировка «перекрёстный огонь» ставит знак равенства между агрессором и жертвой, снимая с Российской Федерации ответственность за начало и эскалацию войны. Расплывчатая терминология используемая авторами, вроде «геополитической борьбы» и «территориальных споров» замещает собой в докладе юридически точные понятия международного права: вооружённая агрессия, оккупация, этнические репрессии.

Особо парадоксальным выглядит то, что войне во Вьетнаме, завершившейся полвека назад, в докладе уделено больше внимания, чем событиям, происходящим прямо сейчас и затрагивающим судьбы тысяч представителей коренных народов Украины и России. Этот дисбаланс трудно объяснить иначе, чем политической самоцензурой или влиянием государств, заинтересованных в замалчивании последствий войны.

К сожалению, это не единичный случай. В аналогичном духе был составлен и предыдущий доклад Экспертного механизма ООН по правам коренных народов (A/HRC/EMRIP/2023/2), в котором также игнорировались независимые данные о мобилизации, насилии, пропаганде и дискриминации в отношении коренных народов в условиях войны. И который тоже был подготовлен с помощью агентов Кремля.

Что можно сказать? Формально война в Украине в докладе Постоянного форума присутствует. Но по существу — ее нет. Вместо анализа — эвфемизмы. Вместо правды — нейтральность. Коренные народы, оказавшиеся в эпицентре исторической трагедии, упомянуты мимоходом. Для документа, претендующего на глобальный охват и актуальность, это не просто упущение. Это отказ от ответственности.

Дмитрий Бережков, редактор “России коренных народов”, 28 марта 2025 г.

this post is also available in: Английский