В минском бизнес-клубе “Imaguru” 9 июля прошла дискуссия “На какой работе (не) могут работать женщины”, на которой обсудили различные аспекты темы отмены и пересмотра списка запрещённых профессий, как в Беларуси, так и в других странах постсоветского пространства.
Мероприятие организовала НГО “Центр по продвижению прав женщин – Её права”. В дискуссии приняли участие Стефания Кулаева, экспертка антидискриминационного центра «Мемориал» (Брюссель); Евгения Луценко, гендерная экспертка, директорка Центра социальных и гендерных исследований “Нова жизнь” (Украина); Александра Дикан, основательница белорусской организации НГО “Центр по продвижению прав женщин – Её права”; Анна Канопацкая, депутатка Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Ольга Тишурова, член Республиканского Совета Белхимпрофсоюза по работе среди женщин.
Александра Дикан презентовала исследование о списке запрещённых профессий, которое проводилось в Беларуси в 2017 году.
1. В Беларуси существует список запрещенных профессий для женщин?
Беларусь сохранила список профессий, запрещенных для женщин, который действует с советских времен. Такие списки действуют ещё в 8 странах бывшего СССР, а до недавнего времени они существовали в Грузии, Армении и Украине. Однако в отличие от других стран постсоветского региона в Беларуси проделана большая работа по переделке советского источника. В статье 262 Трудового кодекса Республики Беларусь установлены работы, на которых запрещается привлечение к труду женщин. Постановление Минтруда и Соцзащиты № 35 от 12.06.2014 г. установлен конкретный список работ, который ограничивает трудовые права женщин.
Список запрещенных профессий, действующий в Беларуси, включает в себя 181 профессию и 42 рабочих сферы. Так, по белорусскому законодательству женщина не может работать, например, водолазкой, плотницой, водитель междугородних пассажирских автобусов свыше 14 мест и грузоподъемностью свыше 5 тонн, обработчицай кожи, заготовщицей плодов, лекарственного сырья с кустарников и растущих деревьев (с подъемом на высоту выше 1,3 м.) и т.д.
Проблема списка запрещенных профессий в Беларуси была поднята в 2016 г. в альтернативном отчете АДЦ “Мемориал” и центра “Её права”, поданном к 65-й сессии Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН (КЛДЖ). Комитет рекомендовал Беларуси “пересмотреть ограничительный список профессий и обеспечить, чтобы он включал лишь те ограничения, которые абсолютно необходимы для охраны материнства в строгом смысле этого понятия, а также поощрять и упрощать трудоустройство женщин в ранее запрещенных областях профессиональной деятельности путем принятия временных специальных мер”.
Однако белорусское правительство пока не предприняло никаких мер по выполнению этой рекомендации КЛДЖ, игнорируя мнение защитниц прав женщин на труд.
2. Существование профессиональных запретов женщинам — защита или дискриминация?
В белорусском трудовом законодательстве действует оговорка, согласно которой “не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения, обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и другие)”. Такой подход навязывает трактовку профессиональных запретов как позитивной меры. Дискриминационная сущность запретов при этом ретушируется, становится не такой очевидной.
Анна Канопацкая, депутатка Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, отмечает, что действительно одной из проблем белорусского законодательства является гендерное неравенство. Законодатели должны создавать равные и безопасные условия труда вне зависимости от пола, возраста, наличия семьи и каких-то других факторов. Если работа считается небезопасной, то она в равной степени является таковой как для женщин, так и для мужчин. Все должны обладать равными правами и равной защитой.
3. Действительно ли, определённая работа из списка запрещенных профессий опасна для здоровья женщин?
Данный список не имеет медицинской доказательственной базы. Не существует и научных обоснований, что работы, включенные в список, вреднее здоровью женщин, чем мужчин. На постсоветском пространстве не проводилось медицинских исследований, которые бы аргументировали вредность таких работ для женщин.
Стефания Кулаева считает, что такие исследования проводить уже и не стоит:
«Медицина – вещь индивидуальная. Есть женщины, которым, например, во время беременности не рекомендовано летать на самолете. Но при этом профессия стюардессы в настоящее время не запрещена для женщин, и никогда не будет запрещена».
В Украине существует исследование, согласно которому у мужчин, работающих на предприятиях с атомной энергетикой, нарушена репродуктивная функция, они не могут стать отцами, однако эти работы для них не запрещены, отмечает гендерная экспертка Евгения Луценко.
Александра Дикан приводит в пример ситуацию в одной из европейских стран. На опасном химическом производстве, работающие женщины которого часто сталкивались с проблемами по репродуктивной линии, было заказано исследование. Однако исследователи подошли к этому вопросу более системно, изучив, кроме всего прочего, еще и социальные факторы. Они задались вопросами, насколько женщина заботится о своем здоровье? Знает ли, например, насколько часто нужно ходить к врачу? Выяснилось, что проблема была не в производственном факторе, а именно в социальном. Поэтому нужно большую работу проводить именно по информированию женщин о заботе своего здоровья.
Стефания Кулаева отмечает, что в данном контексте отслеживается некая дискриминация мужчин: «Мужская жизнь менее ценная?»
4. Правда ли, что список запрещённых профессий уже неактуален?
Многие женщины в Беларуси, несмотря на наличие списка запрещённых профессий, всё равно de-facto заняты на этих работах. Такие профессии либо именуются по-другому либо работницы просто числятся на другой должности. По данным АДЦ «Мемориал», на таких работах заняты около 25 % женщин, при этом согласно национальному законодательству они все не имеют права там работать. В некотором смысле такая позиция удобна для государства: если их женщины не работают на вредных и опасных условиях труда, то никаких дополнительных норм по их защите здоровья не требуется. Такие проблемы, где отменены или не существовали списки запрещенных профессий для женщин, решаются дополнительными гарантиями (досрочный декретный отпуск, перевод на другие работы и т.д.).
5. Всё ли так безнадежно в Беларуси по мнению международных эксперток?
Стефания Кулаева, экспертка антидискриминационного центра «Мемориал» прокомментировала правозащитному центру «Весна» сложившуюся ситуацию в Беларуси:
“Надо отдать должное белорусскому гражданскому обществу, что обсуждение пересмотра и отмены списка запрещенных профессий для женщин в Беларуси началось раньше, чем в других государствах постсоветского региона. В свое время была проведена довольно серьёзная компания. Для кого-то она показалось не вполне профессионально правозащитной, но тем не менее тема получила огласку. Благодаря той кампании она звучит сегодня на этой дискуссии.
Меня сюда пригласили впервые года два назад. В другие страны мы приезжали сами со словами: “А вы знаете, что у вас существует список запрещенных профессий?” Поэтому можно сказать, что в Беларуси идет активный процесс по отмене списка запрещенных профессий для женщин.
На самом деле, я верю в ресурсы гражданского общества Беларуси. В отличие от других стран, тут меньше юридических ресурсов, но тем не менее они есть. Чтобы заниматься этой темой, Европейский суд по правам человека не нужен. Существует аналогичный механизм в рамках ООН – Комитет по ликвидации дискриминации женщин.
Мне кажется, что в Беларуси не хватает заявительниц, женщин, которые бы активно выступили и рассказали о том, что они трудоустроены на этих работах. Они есть в Беларуси, и работают в дискриминационных пораженных правах условиях. Из-за безработности, бедности и огромного страха потерять работу в Беларуси сложно найти реальных женщин, ради которых мы и ведем компанию. У вас нет прецедентов обращения таких женщин в национальные и международные суды.
Это абсолютна решаемая проблема, не требуемая никаких материальных затрат. Нужно первоначально отменить норму Трудового кодекса, рудимент советской власти. А потом работать с огромным количеством проблем, которые не возникнут, а уже существуют на сегодняшний день (декретные отпуска для мужчин, повышенная оплата труда, дополнительная гарантия для беременных, дополнительные медицинские процедуры и т.д.). Присутствует ощущение, что этот «список» как будто заслоняет от нас все эти проблемы.
В Беларуси несколько раз сокращался и пересматривался список запрещенных профессий для женщин. В Украине до его отмены (конец 2017 г.) для женщин были закрыты 458 профессий, в то время как в Беларуси их вдвое меньше. Это благодаря таким кампаниям.
Надо работать с сознанием депутатов и профсоюзных работников. Тот факт, что их представители на сегодняшней дискуссии выступали с разумными речами и позициями, говорит о том, что Беларусь идет в правильном направлении”.
Источник – сайт ПЦ “Весна”