03.08.2015

Настало время лечить амнезию в отношении истории рома-цыган в Европе

Выступление Нилса Муйжниекса в день памяти цыган – жертв нацизма.
Через несколько дней мы будем отмечать годовщину ликвидации 71 год тому назад так называемого “семейного лагеря цыган” в Освенциме-Биркенау. 2 августа 1944 года в газовые камеры были брошены и уничтожены 2897 человек. А за несколько месяцев до этого, 16 мая 1944 года, заключенные “цыганского лагеря” отказались подчиняться приказам солдат СС, которые прибыли туда, чтобы их убить.  Сегодня в европейских обществах мало кто знает о восстании рома-цыган и о ликвидации “цыганского лагеря”.

Черная дыра в европейской истории, которая мешает полному пониманию сегодняшнего дня

Знание истории рома-цыган в Европе имеет принципиальное значение для понимания их нынешней ситуации. И хотя многие люди, с которыми я встречался, имеют свое мнение о рома-цыганах, мало кто знает вообще что-нибудь об их истории. Большинство людей не знает, например, что рома-цыганам запретили пребывать в Священной Римской империи в 1501 году, и начиная с этой даты любой гражданин мог их схватить и убить. Во Франции Людовик XIV в 1666 году выпустил указ о том, что все мужчины рома-цыгане должны быть пожизненно сосланы на галеры, без какого-либо суда, а женщины должны быть стерилизованы и дети помещены в дома призрения. В Испании в 1749 году было принято решение о том, чтобы задержать всех рома-цыган во время операции, известной как “большая облава на цыган”. На части территории, которая ныне является Румынией (Валахия и Молдова), цыгане были рабами с XIV века и по 1856 год. Императрица Австро-Венгрии Мария Терезия  проводила жесткую политику ассимиляции, в том числе изымая детей у родителей.

В последующем дети рома-цыган и енишей насильственно изымались из своих семей в Швейцарии под предлогом того, что родители не способны воспитывать их как хороших граждан. Аналогичным образом многим во Франции по-прежнему не известно, что рома-цыгане содержались в лагерях на французской территории во время Второй мировой войны, при этом в некоторых случаях в самых ужасающих условиях до конца 1946 года, а те рома-цыгане, которые выжили в нацистских концентрационных лагерях, остались без какой-либо поддержки и лишались гражданства в течение многих лет уже после 1945 года.

“Пораймос” цыган – холокост рома-цыган – осуществлявшийся во время Второй мировой войны, был кульминацией этой политики изоляции, уничтожения и насильственной ассимиляции. В результате массовых убийств и депортаций в концентрационных лагерях в некоторых странах было уничтожено до 90% населения рома-цыган. При этом спустя 70 лет после окончания Второй мировой войны работа по сохранению памяти о судьбе рома-цыган по-прежнему не завершена. В моем докладе по Чешской Республике, например, я напоминаю о том, что на месте бывшего трудового лагеря Леты, в котором рома-цыгане содержались во время Второй мировой войны, а затем депортировались в Освенцим, по-прежнему размещена свиноводческая ферма.

Глубоко беспокоит и то, что некоторые политики, представляющие основные политические партии, в условиях растущего популизма в Европе позволяют себе публично оправдывать холокост рома-цыган. Помимо того, что это банализирует некоторые из наиболее ужасающих нарушений прав человека, совершенных в прошлом, подобные заявления укрепляют и легитимизирует антицыганский расизм в наши дни.

Память об этом трагическом прошлом помогает понять, почему некоторым рома-цыганам может быть трудно доверять большинству населения в обществах и государственным учреждениям в наши дни. Нельзя не учитывать этого тяжелейшего наследия прошлого – насильственные стерилизации, изъятие детей и этническое профилирование – при рассмотрении нынешних отношений между сообществами рома-цыган и полицией или государственными органами в целом.

Незнание прошлого приводит к продолжению нарушений прав человека

Насильственная стерилизация рома-цыган практиковалась в ряде стран, при этом использовалась евгеническая риторика о предполагаемой “угрозе роста населения рома‑цыган”, что является основой этого грубого нарушения прав человека. И в XXI веке по‑прежнему поступают подобные сообщения. Недавно Швеция и Норвегия создали комиссии для расследования злоупотреблений в прошлом, в том числе и насильственных стерилизаций, а также для содействия компенсации и примирению. Чешское правительство представило извинения жертвам насильственной стерилизации в 2009 году. Однако другие страны еще не признали своей ответственности, не предоставили соответствующую компенсацию жертвам и не наказали тех, кто виновен в этом нарушении прав человека.

Определенный отклик прошлого в настоящем может заключаться  и в изъятии детей рома-цыган из их семей, что представляет собой давнюю практику, направленную на искоренение цыганской культуры. Притом что разные страны признали, что это неправильно, число детей рома-цыган, размещаемых в государственных детских учреждениях, по-прежнему несоразмерно больше, чем в отношении других групп. Во время моих посещений Румынии, Болгарии и Норвегии я выяснил, что дети рома-цыган часто, как представляется, передаются под опеку исходя из социально-экономического положения их семьи, притом что такие меры противоречат правовой практике Европейского суда по правам человека.

Кроме того, рома-цыгане во многих странах подвергаются постоянному этническому профилированию со стороны полиции якобы с целью предупреждения преступности, защиты здоровья и безопасности или для контроля над миграцией. После Второй мировой войны практика регистрации рома-цыган в специальных досье имеет особо негативное звучание для рома-цыган. Однако часто это вновь возрождается. Так, например, в Италии в 2008 году была проведена перепись рома-цыган, живущих в лагерях так называемых “кочующих”, при этом у них снимались и отпечатки пальцев. В 2014 году значительную тревогу вызвало то, что полиция в южной Швеции вела досье с фамилиями более чем 4000 рома-цыган. Этническое профилирование использовалось также и для того, чтобы установить необоснованные ограничения на свободу передвижения рома-цыган, как это подчеркивалось в Тематическом докладе, который я опубликовал в 2013 году и который был посвящен праву на то, чтобы покидать страну. В этом документе рассказывается об отказе в выезде и о практике конфискации паспортов, при этом эти меры были направлены против лиц, которые, как предполагалось, этнически  принадлежат к рома-цыганам; это отмечалось в ряде стран Западных Балкан и делалось для того, чтобы помешать им уезжать за границу.

Давняя практика полицейского контроля также имеет тяжелые последствия для правового положения рома-цыган. Во время моего посещения Франции я выразил озабоченность в связи с тем, что “странствующие люди” во Франции по-прежнему подвергаются чрезвычайным юридическим мерам и обязаны иметь при себе разрешение на внутреннее перемещение, что является результатом политики, которая начала осуществляться с начала ХХ века. Я приветствую идущий ныне процесс законодательной реформы, направленной на ликвидацию этих разрешений на перемещение и других дискриминационных положений. Сохранение в ряде стран статуса безгражданства среди общин рома-цыган также является вызывающим беспокойство отражением ранее имевших место запретов, которые лишали цыган вообще всех прав.

Наконец, важно помнить о том, что широко распространенная политика выселения, высылки и сегрегации, которым рома-цыгане регулярно подвергаются во многих европейских странах, также является продолжением политики прошлого, направленной на то, чтобы от них избавиться или же держать их под жестким контролем. Я поднимал эти вопросы прав человека, вызывающие серьезную озабоченность, в Чешской Республике, Франции, Италии, Португалии, Румынии и в “бывшей Югославской Республике Македония”.

Путь вперед

Необходимо во весь голос заявлять об этой истории изоляции и преследования рома-цыган в Европе, но также и об их вкладе в европейскую историю и культуру, для того чтобы искоренить застарелые мифы и глубоко укоренившиеся предрассудки – и излагать историю, основанную на реальных знаниях и понимании прошлого. И это – вопрос не только уважения и справедливости, но и важнейший инструмент в борьбе с растущими антицыганскими настроениями.

В ряде государств-членов политики предприняли важные шаги: в 2015 году премьер-министр Норвегии принес извинения рома-цыганам Осло за политику во время Второй мировой войны. В мае 2015 года Президент Франции почтил память рома-цыган, заключенных в  концентрационном лагере Струтхоф, расположенном недалеко от Страсбурга. В ряде мест были воздвигнуты мемориалы в память о рома-цыганах, ставших жертвами Второй мировой войны. Несколько земель Германии подписали соглашение о сотрудничестве с сообществом синти и рома, в которых был конкретно упомянут холокост рома-цыган. Правительство Швейцарии принесло свои извинения жертвам, которые были в детстве насильно изъяты из своих семей, и недавно выразило свою готовность предоставить им в этой связи компенсацию. В апреле 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой признается “исторический факт геноцида рома-цыган, который имел место во время Второй мировой войны” и предложил объявить 2 августа Европейским днем памяти холокоста рома-цыган – и некоторые государства уже сделали такой шаг.

Комиссии по правде и примирению, созданные в Швеции и Норвегии, могут продемонстрировать другим странам то, по какому пути можно пойти в признании исторических преступлений, а также помочь в продвижении примирения между сообществами. И наконец, уже давно следует прислушаться к мнениям самих общин рома-цыган об их собственной истории.

Совет Европы подготовил информационные бюллетени, посвященные истории рома-цыган и направленные на то, чтобы лучше освещать историю рома-цыган в более широком контексте преподавания европейской истории. Эти материалы должны более широко использоваться в системе образования государств-членов.

Предложение о создании Европейского института рома-цыган также могло бы способствовать тому, чтобы прошлое не было забыто и чтобы расширялись знания об истории и культуре.

Как подчеркнул покойный Президент Чехии Вацлав Гавел в выступлении в 1995 году на церемонии, посвященной открытию мемориала жертвам рома-цыган в лагере Леты: “Речь не идет об отдельной истории рома-цыган. Это история всех живших на этой территории, наша общая история. Ее нужно изучать, понимать и уже никогда не забывать”.

Источник: http://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/time-to-cure-amnesia-about-the-history-of-roma-in-europe

Exit mobile version