24.03.2020

Женские права всегда не вовремя

Все больше людей в Международный женский день перестают дарить цветы и желать «женского счастья», зато инициируют выступления и дискуссии о том, что реально тревожит женщин, с какими проблемами они вынуждены бороться ежедневно и призывают к гендерному равенству. Хотя власти официально поддерживают принципы недискриминации и соблюдения прав женщин, на самом деле они не готовы даже к таким формам диалога, как мирные марши, – даже 8 марта, в единственный день в году, когда все делается как бы для женщин, феминистские выступления подавляются по всему миру. К сожалению, страны Восточной Европы и Центральной Азии — не исключение.

Художница Татьяна Зеленская отобразила свое задержание 8 марта в Бишкеке.

8 марта 2020 года около 50 человек в масках и традиционных кыргызских головных уборах, ак-калпаках, атаковали марш женской солидарности в Бишкеке. Приехавшие милиционеры задержали не агрессоров, а 60-70 участниц – уже в отделении им сообщили, что целью задержания было обеспечение их же безопасности, а акция вообще-то не была согласована. В результате марш был сорван, а некоторые его участницы оштрафованы за неповиновение милиции. Участницы женских маршей в Бишкеке уже несколько лет сталкиваются с противодействием властей, а в этом году публичное мероприятие в защиту прав женщин не состоялось и в Оше: по словам организаторок, из-за угроз сотрудников милиции.

Активистки хотят привлечь внимание к проблеме домашнего насилия, которая не осознается ни государством, ни обществом. От кыргызстанских депутатов можно услышать, что женщины сами виноваты в том, что мужчины их избивают (например, Камчыбек Жолдошбаев). Между тем, по данным последних лет, в Кыргызстане ежегодно от домашнего насилия страдают более 6 тысяч женщин. Из примерно 300 уголовных дел о домашнем насилии, возбужденных за 2018 год, лишь 4 обвинения в убийстве дошли до суда. За первую неделю января 2020 года от рук своих мужей погибли две женщины, и в обоих случаях женщины при жизни подвергались регулярному насилию.

В Баку в этом году сорвали «Марш 8 – улицы для нас свободны» против фемицида, домашнего насилия, селективных абортов, ранних и принудительных браков. Сначала власти не согласовали акцию, предложив провести ее далеко от города, а 8 марта шествие было прервано правоохранителями: они оскорбляли, избивали и задерживали некоторых протестующих, продолжив применять силу даже после окончания шествия, загнали митингующих на станцию метро. За организаторами марша следили до самого дома. Провокаторы кидались в митингующих едой. Позднее МВД сообщило о разгоне незаконной акции.

Государственная статистика Азербайджана, которая нередко представляет сильно заниженные данные, свидетельствует о 600 случаях домашнего насилия ежегодно, 85% жертв – женщины.

Хотя в Алматы феминистское шествие в этом году прошло без насилия, ему пытались помешать сотрудники полиции в форме и в гражданской одежде. Казахстанские активистки призвали прекратить выпускать насильников условно-досрочно, принять закон против сексуальных домогательств и криминализовать домашнее насилие. Уже после шествия двух организаторок привлекли к административной ответственности и назначили им штрафы.

По данным ООН, ежегодно в Казахстане от фемицида погибает более 400 женщин. С 2015 по 2018 год количество жалоб на домашнее насилие увеличилось вдвое. Власти страны в докладе КЛДЖ ООН сообщили об уменьшении случаев домашнего насилия. Не стоит забывать, что часто пострадавшие не сообщают о насилии в семье, не обращаются за медицинской помощью и не добиваются привлечения виновного к ответственности.

Недавно Кыргызстан, Азербайджан, и Казахстан отчитались международным экспертам о высоком уровне соблюдения прав женщин. По мнению властей Азербайджана, женщины активно участвуют в общественной и политической жизни. Только в июне 2019 года страна сообщила в ООН о пользе тренинга «Насилие в отношении женщин – нарушение прав человека». Но когда в марте женщины вышли на улицы чтобы заявить об этой проблеме публично, то они подверглись прессингу и насилию со стороны правоохранителей, – и это гораздо лучше иллюстрирует реальное положение женщин в Азербайджане и их доступ к участию в общественной жизни.

Требования прекратить насилие в отношении женщин прозвучали 8 марта во многих странах мира. К сожалению, далеко не везде власти готовы не только принимать реальные меры по защите от домашнего насилия и фемицида, но хотя бы давать право женщинам публично заявлять об их проблемах. Многие демонстрации были подавлены полицией, в некоторых странах государство не пожелало защищать активисток от нападений. В Пакистане марши прошли несмотря на угрозы, но некоторых участниц забросали камнями. Власти Стамбула, как и год назад, запретили марш, а когда он начался, использовали слезоточивый газ. В Париже полиция залила слезоточивым газом женщин, требующих антирасистского феминизма.

К проблеме неравенства в сфере труда и домогательств на рабочем месте привлекли внимание активистки разных стран, среди которых Испания, Чили, Индонезия, Тайланд.

В Мексике активистки объявили 9 марта «Днем без нас», чтобы привлечь внимание к проблеме домашнего насилия и фемицида. Официально около 570 тысяч женщин не вышло на работу. В этот день в общественном транспорте было втрое меньше пассажиров, а большинство работниц транспорта присоединились к феминистической акции. Практически не было женщин в магазинах, школах и университетах. Около половины депутаток, большинство судей и работниц государственных учреждений остались дома. Некоторые компании поддержали инициативу и дали работницам выходной, но из-за необходимости обеспечивать семью многие женщины не смогли присоединиться к протесту. Объединение промышленников Нуэво-Леона сообщило, что экономические потери только этого штата превысили 27,7 миллионов долларов. Проблемы, на которые пытаются обратить внимание мексиканские активистки, не надуманные: за январь 2020 года в Мексике было зарегистрировано более 4 500 случаев гендерно-обусловленного насилия, больше 320 женщин убиты. Повторяется статистика прошлого года, когда происходило примерно 10 убийств ежедневно. В феврале 46-летний мужчина жестоко зарезал 25-летнюю патрнершу, содрал с нее кожу и вырезал внутренние органы. Из-за коррупции и безнаказанности большая часть насильственных преступлений в отношении женщин не расследуется. Масштабные акции, как в Мексике, затрагивающие не какую-то выбранную сферу или группу, а приносящие реальные и чувствительные убытки и создающие трудности функционирования привычных институтов – это отчаянный способ протеста, который уже невозможно не заметить.

«Так будут выглядеть наши аудитории, если фемициды продолжатся», написал университет Хосе Марти в твиттере @UJMColima.

Когда мы кричим и горим в огне – нас не слышат! Посмотрим, как вы проживете без нас целые сутки” – заявляют феминистки.

Хотя проблема домашнего насилия и фемицида в последние годы звучит более часто, к сожалению, изменения очень медленные и незначительные. Для успешной борьбы недостаточно усилий феминисток – необходимы решительные действия властей, которые должны защищать женщин. Такая задача стоит и перед Россией. В июле 2019 года Европейский Суд по правам человека в деле «Володина против России»  признал страну виновной в нежелании «признать серьезность и масштабы насилия в семье и его дискриминационное воздействие на женщин».

Рисунок художницы Татьяны Зеленской, задержанной 8 марта в Бишкеке.

this post is also available in: Английский