Коренные народы (indigenous peoples) – это термин международного права. Как правило, под ним понимаются народы, столкнувшиеся с колонизацией или завоеванием и потому оказавшиеся меньшинством (или «недоминирующей» частью населения) внутри государства, сформированного пришлой доминирующей группой 1James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. – Oxford University Press, 2004. – p. 3 2Daes E. I. A. An overview of the history of indigenous peoples: self-determination and the United Nations //Cambridge Review of International Affairs. – 2008. – Т. 21. – №. 1. – P. 8.3Martinez М.A. Human Rights of Indigenous People: Study on Treaties, Agreements and Other Constructive Arrangements between States and Indigenous Populations. UN, 1999 (E/CN.4/Sub.2/1999/20, para. 78). Также в качестве отличительного фактора иногда выступает архаичность образов жизни и способов хозяйствования, которые приводят к тому, что в экономическом плане коренные народы не могут выдержать конкуренции с доминирующими народами, использующими современные способы производства.
В академической литературе можно встретить похожие термины – «аборигенные» или «автохтонные» народы, т.е. первыми заселившие какую-либо территорию, первыми возникшие на определенной территории (от латинского ab origine ‘от начала’; от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля», т.е. ‘туземный, коренной’)4Соколовский С. В. Политика признания коренных народов в международном праве и в законодательстве Российской Федерации. – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. НН Миклухо-Маклая Российской академии наук, 2016. c. 26. Однако международное право акцентирует внимание не на том, какая группа оказалась раньше других на той или иной территории в абстрактной исторической перспективе (ведь вся история человечества – это бесконечные миграции), а на современности: как государство строит отношения с группами, жившими на данной территории до его образования и оказавшимися в ситуации неравенства и исключенности.
Так, Конвенция Международной организации труда №107 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (1957) применяется «a) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах, и находящимся на менее высокой социально-экономической стадии развития, чем остальная часть общегосударственного коллектива, и правовое положение которых регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством; b) к лицам, входящим в состав населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых странах, и рассматриваемым как коренное население ввиду того, что они являются потомками жителей, населявших страну или географическую область, частью которой является эта страна, во времена ее завоевания или колонизации, и независимо от своего правового положения ведущим образ жизни, более соответствующий социально-экономическому и культурному строю тех времен, чем строю страны, в состав которой они входят».
В 1989 году Конвенция МОТ №107 была пересмотрена и заменена Конвенцией МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Она заявляет о ликвидации ориентации на ассимиляцию, содержащейся в ранее действовавших нормах, и распространяется «a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством; b) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты». Важно, что основным критерием принадлежности народов к числу коренных / ведущих племенной образ жизни признается мнение самих этих народов.
Механизмы ООН пользуются как «рабочим» определением Мартинеса Кобо, чье исследование о дискриминации коренных народов легло в основу первой Рабочей группы по коренному населению и возникших на её базе механизмов. Это определение учитывает факторы колонизации, специфики коренных народов и их «недоминирования», а также провозглашает важность их самоопределения: «Коренными общинами, народами и нациями являются те, которые, обладая исторической преемственностью с обществами, существовавшими до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развившимися на своих собственных территориях, считают себя отличными от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий».
В Декларации ООН о правах коренных народов (2007) формально нет определения коренных народов, не упоминается и термин «племенной/полуплеменной образ жизни». Взамен органами ООН предлагается набор критериев, в соответствии с которыми человек считается представителем коренного народа, ведущий из них – самоопределение человека. Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов среди таких критериев называет:
- Самоидентификацию в качестве представителя коренного народа на индивидуальном уровне и признание сообществом в качестве своего члена
- Историческая преемственность с доколониальными обществами (обществами до момента завоевания)
- Сильную связь с территориями и прилегающими природными ресурсами
- Отличные социальные, экономические или политические системы
- Отличный язык, культура и верования
- Недоминирующее положение группы в обществе
- Намерение сохранить и воспроизвести среду и системы своих предков в качестве самобытного народа и сообщества.
Еще больше на современной, а не исторической ситуации, фокусируется Всемирный банк. Так, в Операционной директиве 4.20 (1991) он определял коренные народы как «социальные группы, чья социальная и культурная идентичность выделяет их по отношению к доминирующему обществу, делает их уязвимыми и ставит их в неблагоприятные условия в процессе развития». В Операционной политике 4.10 (2005) Всемирный банк берет на вооружение подход, схожий с ООНовским: отказывается от формального определения коренных народов, ссылаясь на разнообразие условий их жизни, и предлагает сходный ряд критериев отнесения к коренным народам тех или иных «социально-культурных групп»:
- самоидентификация в качестве членов особой коренной культурной группы и признание остальными их принадлежности к этой группе;
- зависимость указанной группы от ареала обитания с четкими географическими характеристиками или исконной территории в районе осуществления проекта, а также от природных ресурсов, которые связаны с этим ареалом обитания или территорией;
- наличие культурных, экономических или политических институтов, основанных на обычаях и отличающихся от соответствующих институтов доминирующего общества и культуры;
- наличие собственного языка, который нередко отличается от официального языка данной страны или региона.
Кроме того, Всемирный банк упоминает, что в различных странах коренные народы могут обозначаться иными терминами: «коренные этнические меньшинства», «аборигены», «горные племена», «малочисленные народы», «племена, включенные в списки» или «племенные группы».
Более практический подход Всемирного банка связан со сферой его деятельности. Поскольку он финансирует проекты развития, затрагивающие территории проживания групп коренного населения, его цель – обеспечить соблюдение их экономических интересов, а не регламентировать их юридические и политические права.
Подробнее о правах коренных народов в росийском международном праве