11.04.2025

Битва за рождаемость

В русле борьбы за повышение рождаемости в 41 регионе введено пособие в 100 тыс. рублей для беременных школьниц (а до того – для студенток вузов и колледжей). Эта мера, по крайней мере, в отношении школьниц, не подается как открыто “стимулирующая” – скорее как поддержка девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина высказалась против поощрения родительства в школьном возрасте. Однако по факту объявленная мера, конечно, служит одобрению подростковой беременности. Коллега Останиной из комитета Госдумы по образованию Ольга Пилипенко считает, что материальная выплата повлияет на решение молодых девушек и отвратит их от аборта (хотя, разумеется, жалкие 100 тысяч в этих обстоятельствах, как говорится, “ни о чем”). Но действительно, для малообеспеченных неблагополучных семей даже это стотысячное пособие будет очень даже кстати, и оно может стать решающим аргументом при принятии решения – и не только юной матерью, а членами ее семьи.

Ранние беременности/роды, дети, рожденные несовершеннолетними девочками, ранние браки – всё это эксперты АДЦ “Мемориал” наблюдали в компактно живущих ромских общинах, где бабушки 26-28 лет, прадедушки в 40-45 лет – всё еще встречающееся явление. Для ромского народа такая ситуация – результат, с одной стороны, исторически сложившейся структурной дискриминации, из которой без поддержки народ выбраться не может (её прочие составляющие – низкий уровень образования, безработица, бедность, тяжелые условия жизни, и далее по кругу), а с другой – нежелания государства такую поддержку оказывать. Меры противодействия ранним бракам хорошо известны: если дети в школе – они не женятся и не заводят своих детей рано. Брачный возраст отодвигается, если есть доброжелательное отношение школы, контроль посещаемости, хороший контакт с родителями, дети учатся в общих, а не в сегрегированных “цыганских классах”.

Но вместо сложного пути борьбы со сложным негативным явлением государство выбирает путь простой: или игнорирует проблему, или – если вдруг какой-то случай раннего брака или ранних родов получает большую огласку, – молодых да ранних ромских молодоженов/родителей преследуют за совращение самих себя – малолетних, а их родителей – за склонение к такому совращению. На память приходит получившая большой резонанс детская свадьба, которую не так давно справила ромская община в Астрахани, – тогда Нина Останина призвала наказать родителей юных новобрачных.

Но теперь, глядишь, ранние браки и ранние беременности/роды, нередкие в патриархальных общинах – совсем не только в ромских, – будут объявлены “передовым опытом”. Правда, до ромских девочек пособие в 100 тысяч вряд ли дойдет (к моменту беременности – задолго до совершеннолетия – они уже давно находятся вне школы, разве что могут там формально числиться).

А вот для тех, кто в школу все-таки ходит, вводят особый предмет “Семьеведение” – тоже как часть битвы за рождаемость, с соответствующей терминологией при объяснении необходимости таких уроков: “Я воспользовалась термином, который нам дали в качестве инструмента профессиональные демографы, сказав о том, что нам нужна специальная демографическая операция, чтобы обеспечить наш национальный суверенитет, – заявила Останина на презентации учебника. – Понимание того, что эта специальная демографическая операция будет не там, не на поле боя, а наше поле боя – это борьба за сохранение наших ценностей, а сохранять их нужно не только в семье, но и в школе, в общественном пространстве, – вот понимание как раз этого и привело нас к необходимости дополнительного предмета “Семьеведение””.

Профессиональные демографы, между тем, поясняют, что омоложение рождаемости не приводит к её увеличению, а меры поддержки рожениц-школьниц ( все-таки – пока еще это редкий случай, воспринимающийся как ЧП) – скорее символические: “Демография тут ни при чём, только сплошная дискредитация пронатализма и даже обычного здравого смысла”, – считает Алексей Ракша.

Но до здравого ли смысла, если объявленная цель – любой ценой заставить женщин рожать? Разномастные депутаты и чиновники предлагают то нарядить женщин в мини-юбки – для большей привлекательности, то перестать ориентировать девочек на получение высшего образования, то запрещают аборты в отдельно взятом регионе и, наоборот, заманивают туда рожениц, чтобы в этом регионе улучшились показатели, то предлагают платить женщинам за отказ от аборта, а потом забирать родившихся у них детей и воспитывать их силами государства. И так далее – воздействия на увеличение рождаемости никакого, разнообразие большое, но идея за всем этим одна: использовать женщин только в одной роли – матери-домохозяйки.

Казалось бы, на фоне войны, экономического кризиса, кадрового дефицита – отчего бы не отменить, наконец, список профессий, по которым женщинам запрещено работать? Но нет: Россия пошла по пути постепенного сокращения списка, а не его отмены раз и навсегда, как сделали иные постсоветские страны (даже такие патриархальные, как, например, Узбекистан). В декабре 2022 года в Госдуму РФ был внесен законопроект об отмене пресловутой 253-й статьи Трудового кодекса, “в целях устранения правовых основ профессиональной и экономической дискриминации женщин”. лишающей женщин права выбора и высоких зарплат сейчас, а в будущем – более высоких пенсий. Законопроект был отклонен, и причина – опять навязывание женщинам только репродуктивной роли. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей написал, что отменять ограничения на женский труд нецелесообразно, т.к. “женщины, будучи привлеченными к тяжелым или вредным работам, ухудшат, таким образом, своё репродуктивное здоровье, а также снизят уровень собственной социальной защищенности, что в свою очередь негативно скажется на демографической ситуации в нашей стране”.

Опять эта “демографическая ситуация”! Она, между прочим, состоит не только из рождаемости, плохо поддающейся мерам поддержки и зависящей скорее от макропроцессов, но и из смертности. А смертность как раз растет: сотни тысяч погибших и покалеченных на преступной войне мужчин, рост потребления крепкого алкоголя, ухудшение медицины, кризис в экономике, снижение средней продолжительности жизни… Но российские власти предпочитают не замечать катастрофического эффекта войны, а объявляют “спецоперацию” против женщин, их свободного выбора, их репродуктивных прав.

Ольга АБРАМЕНКО – эксперт АДЦ “Мемориал”
Впервые опубликовано в блоге Радио Свобода