30.04.2015

Смерть цыганской женщины во Пскове: печальная закономерность

В конце декабря 2014 года цыганскую общину Пскова потрясла трагедия, произошедшая с молодой женщиной: недалеко от города, в лесополосе, было найдено тело цыганки Оксаны К., которая, как впоследствии выяснила экспертиза, задохнулась, и причиной смерти стал пакет с наркотиком, который был обнаружен у нее в горле.

Псковские цыгане сразу заподозрили, что к смерти Оксаны причастны полицейские, – и действительно, следствие установило, что женщина пропала после того, как сотрудники местного ОБНОН при участии, предположительно, активиста движения «Город без наркотиков» совершили так называемую «контрольную закупку». Так что речь может идти как минимум о превышении должностных полномочий: допустим, женщина попыталась спрятать наркотик и проглотить пакет, задохнулась – но почему ей не была оказана медицинская помощь, почему ее смерть скрыли, как тело оказалось в лесу?

Эта трагедия, к сожалению, для Пскова не является чем-то уникальным – на проблему полицейского насилия в отношении цыган именно в этом городе правозащитники давно обратили внимание. Еще в 2004 году вышел отчет «Цыгане в России: на пересечении разных видов дискриминации», где описывались типичные случаи из жизни псковских цыган. Оксана К. уже тогда была упомянута в отчете: ее мать рассказала о том, что Оксану пытали в полиции после того, как предъявили ложные обвинения в краже кошелька в автобусе и задержали. Оксану душили капюшоном куртки, избивали, всячески оскорбляли. Только благодаря решительным действиям матери Оксана смогла тогда вырваться из рук мучителей.

Подобные же действия милиционеров еще тогда – в 2002 году – стоили жизни Фатиме Александрович, погибшей в отделе милиции Пскова. Она тоже была, как и Оксана, задержана в автобусе якобы за кражу кошелька и впоследствии умерла в больнице от страшных травм – как утверждали милиционеры, Фатима выбросилась из окна с 4-го этажа, чтобы избежать допроса. Однако на теле Фатимы были следы побоев, и те, кто ее знал, утверждали, что из-за боязни допроса она не стала бы кончать жизнь самоубийством. Европейский суд по правам человека признал, что дело не получило должного расследования, – версия об убийстве и о применении пыток даже не рассматривалось, несмотря на серьезность возможного преступления – ведь погибла беременная женщина.

Как можно видеть, за более чем десять лет подходы сотрудников милиции/полиции Пскова к цыганским женщинам, пусть даже и имеющим проблемы с законом, не изменились: изощренное насилие опять привело к трагедии. Псковские цыгане надеются, что хотя бы за это преступление виновные понесут ответственность. Но этого мало: необходимо изменить общие принципы работы полиции и ее отношение к представителям этнических меньшинств, чтобы опасная тенденция эскалации насилия против цыган во Пскове не сделала возможными новые страшные преступления.

Александр Белов

Exit mobile version