27.04.2017

К 92-й сессии Комитета ООН по искоренению расовой дискриминации

Совместное выступление АДЦ «Мемориал» и Института гражданского общества (Армения) по ситуации в Армении во время неформального брифинга НПО с членами Комитета ООН по ликцидации расовой дискриминации.

Армения

В современной Армении этнические меньшинства по-прежнему зачастую подвергаются дискриминации: в обществе велико господство культурных и социальных стереотипов в отношении людей, которые не являются этническими армянами и придерживаются религиозных взглядов, отличных от тех, что превалируют в Армении. Это касается людей, которые недавно прибыли на территорию Армении, например, сирийских беженцев или людей африканского происхождения. Однако это также распространяется на представителей этнических групп, которые жили в Армении на протяжении столетий, таких как боша, езиды, ассирийцы, и которые составляют в стране национальные меньшинства.

Культурные и социальные стереотипы опираются на возвеличивание армянского народа, составляющего 98% населения, и армянской культуры. Тот факт, что армяне составляют абсолютное большинство населения (а 11 признанных этнических меньшинств составляют в совокупности всего 2% населения) зачастую используется властями и другими субъектами для оправдания и объяснения причин несоблюдения прав этнических меньшинств.

  • Была опубликована информация о том, что в 2017 году в Армении должен быть принят антидискриминационный закон, но проект закона или его концепция так до сих пор и не опубликованы. У нас нет информации о мерах против проявлений расовой дискриминации, предполагаемых этим законопроектом. Законодательство Армении до сих пор не дает четкого определения расизма или прямого и непрямого проявления расовой дискриминации. Результатом этого является то, что расовая дискриминация практически никогда не преследуется в законном порядке.
  • Существуют праворадикальные партии, использующие опасную риторику, такую, как лозунг «Одна нация – одна религия» («Армянские орлы»). Иногда даже члены правительства поддерживают подобные националистические организации.
  • Язык ненависти в интернете и социальных сетях является показателем высокой степени нетерпимости: есть случаи очень негативной реакции на публикацию фотографий «смешанных семей». Одна из таких семей подверглась непосредственному нападению после того, как они опубликовали фотографию в национальной армянской одежде, в то время как отец семейства был африканцем. Фотографию пришлось удалить после более чем 1000 негативных реакций. Люди африканского происхождения, по-прежнему очень немногочисленные в Армении, сталкиваются с расистской реакцией: были сообщения об отказе студентов посещать занятия африканского преподавателя и о забрасывании камнями прохожего африканца со стороны группы детей.
  • Постоянно присутствующая проблема – негативное отношение к выходцам из Азербайджана и Турции. В связи с конфликтами, имевшими место в прошлом, отношение к представителям этих соседних стран по-прежнему напряженное, однако в сфере торговли и бизнеса контакты с этими странами существуют, а также есть межэтнические браки и дети от этих браков, которые сталкиваются с проблемами из-за исторически натянутых отношений с этими странами.
  • Терпимость в отношении людей, имеющих другой культурный и религиозный бэкграунд, не включена в систему образования и связей с общественностью (хотя Армения географически расположена рядом с преимущественно мусульманским регионом, практически отсутствует признание идеи мультирелигиозного общества). В соответствии с конституцией Армении все школы в стране должны иметь светский характер. Несмотря на это, учебный курс «История армянской церкви» является обязательным для школьников начиная с младших классов, он рассказывает исключительно об истории Армянской апостольской церкви. Этот курс одобрен представителями духовенства, и Армянская апостольская церковь имеет право участвовать в разработке программы курса и учебников, а также имеет право назначать и оценивать преподавателей этого курса. По словам представителя Национального института образования Хасмика Маргаряна проведение уроков истории религии необходимо в школах для «обучения системе ценностей», знакомстве с ценностями «армянской духовности», гарантирования будущего армянской нации. Представителям других конфессий и атеистам не предоставляется никаких альтернативных курсов. Таким детям не разрешается пропускать эти занятия, они должны участвовать в общих религиозных ритуалах в классе, или, как в некоторых случаях, о которых сообщают представители общины езидов, дети должны оставаться в коридоре школы, пока в классе идет молитва. С аналогичными проблемами сталкиваются представители русскоязычной религиозной общины молокан в Армении, детям которых зачастую приходится покидать школу. Проблемы ранних браков и гендерной дискриминации в этих общинах не встречают оппозиции со стороны государства, поскольку не предпринимается никаких попыток интеграции в отношении этих групп.
  • Ничего не предпринимается для сохранения уникальной культуры, языка и традиций народности боша (этнической группы, родственной цыганам), и мало что делается для поддержки и уважения прав и культур других меньшинств, не имеющих собственных национальных государств (ассирийцев, езидов). Есть информация о дискриминационном отношении, которое приводит к изоляции или полной ассимиляции представителей этих этнических групп. Мы отмечаем наличие проблемы буллинга в школах и вузах в отношении детей неармянского происхождения и иностранных студентов (у нас есть свидетельства о проблемах, с которыми сталкиваются выходцы из других стран, которые говорят по-армянски иначе, чем представители местного населения, выглядят иначе и имеют необычные для Армении имена).
  • И последнее – по порядку, но не по степени значимости. Армения отказывается принимать беженцев неармянского происхождения из Сирии и других стран, затронутых военными конфликтами (езидов, сирийцев, иранцев, афганцев и др.).
this post is also available in: Английский