07.03.2019

Проституция – не «работа», а жестокая форма дискриминации и эксплуатации

Интервью с Грегуаром Тери, сооснователем и исполнительным директором Коалиции за отмену проституции (Coalition for the Abolition of Prostitution, CAP)

Существует ли связь между проституцией и дискриминацией женщин?

Повсеместно в мире в любой исторический период среди лиц, занимающихся проституцией, наиболее широко представлены женщины и девочки, происходящие из наиболее дискриминируемых и уязвимых групп: это мигрантки, беженки, жертвы конфликтов или природных катаклизмов, представительницы этнических меньшинств, коренных народов и низших каст:

– В Ванкувере представители коренных народов Северной Америки составляют 3% населения, но 52% среди занимающихся проституцией.

В нескольких штатах США афроамериканцы составляют 15% населения, но 55% несовершеннолетних, арестованных за занятия проституцией, – афроамериканцы.

В Южной Африке огромное большинство женщин, занимающихся проституцией, происходят из тауншипов (специальных поселков, которые строились для чернокожего населения) или сельских районов.

– В Ливане огромное большинство женщин, занимающихся проституцией, это сирийские беженки.

– В Индии представительницы низших каст или аборигенных народов (адиваси) составляют значительное большинство среди занимающихся проституцей.

– То же относится и к женщинам, ставшим жертвами вооруженного конфликта в Колумбии и т.д.

Что касается Западной Европы, то больше всего дискриминируются и в силу этого становятся жертвами проституции это женщины-мигрантки. Во Франции, Германии, Испании, Великобритании и Нидерландах более 80% жертв проституции – выходцы из Румынии, Болгарии, Албании, Нигерии и Китая, а также трансгендеры из Латинской Америки. И это в первую очередь представительницы наиболее маргинальных групп. Например, 90% женщин, приехавших из Болгарии и вовлеченных в проституцию в Западной Европе, составляют представительницы ромских и/или тюркоязычных общин.

Таким образом, проституция – это место пересечения различных форм угнетения: патриархата/сексизма, расизма, колониализма, экономической эксплуатации, нищеты, милитаризации и т.д.

Кроме того, во всем мире значительное большинство лиц, занимающихся проституцией, сталкивались с жестоким сексуальным, физическим и психологическим насилием до того, как они были вовлечены в занятия проституцией. Жертвы инцеста или дети, помещенные в приюты, также массово представлены среди вовлеченных в проституцию.

Поэтому, хотя некоторые идеологи говорят о проституции как о «выборе» самих женщин, на самом деле проституция всегда является «выбором» тех, у кого меньше всего возможностей, выбора и прав.

Приобретение секса за деньги – само по себе насилие. Человек, который платит за половой акт, эксплуатирует нуждающуюся женщину и навязывает секс с помощью власти денег. Подлинно сексуальное освобождение – это сексуальность, свободная от насилия, дискриминации и господства, включая экономическое господство.

Каковы различные подходы к защите женщин, вовлеченных в проституцию?

Исторически сложилось так, что большинство стран в мире являются сторонниками запретительных мер. В подобной системе все заинтересованные стороны криминализированы. Продавать секс – или быть продаваемым ради секса, покупать секс или извлекать выгоду из проституции другого – все это незаконно. Но на самом деле, именно лица, занимающиеся проституцией, наиболее часто становятся объектами репрессий. Клиенты остаются безнаказанными, в обществе существует терпимость в отношении борделей. В обществе проституция порицается, но объяснение подобной позиции обычно не дается.

Другой подход – «модель легализации» или модель «секс-работы». В этой модели проституция считается фатальным явлением. Она всегда существовала, она неизбежна, она ограничивает количество изнасилований. Мужчины рассматриваются в качестве сексуальных хищников, а проституция дает выход их «потребностям, которые невозможно подавить». Но все это должно контролироваться и регулироваться. Таким образом, сутенерство и работа борделей легализованы.

Подобная модель «легализации секс-работы» была принята в Германии и Нидерландах в 2000 и 2002 годах соответственно. Было заявлено, что в результате будет узаконена проституция, но на самом деле попросту декриминализовали деятельность сутенеров, вновь открыли бордели и предоставили сутенерам статус «сексуальных предпринимателей» с действующей лицензией (точно так же, как для продавцов алкоголя или табака).

В результате в 2013 году в Германии было около 400 тысяч занимающихся проституцией, что в 10 раз больше, чем во Франции. И только 44 из них подали заявки на получение статуса секс-работников (см. досье, опубликованное в журнале Spiegel и переведенное на английский язык).

Сексуальная эксплуатация – это узаконенный рынок, и в итоге легализованы извращенные формы секса: можно купить услуги группового секса, клиенты могут испражняться на женщин и т.д. Бордели стали предлагать женщин на распродажах, в том числе по формуле «все включено»: у вас может быть неограниченный доступ к еде, напиткам и женским телам за установленную сумму денег.

В Нидерландах, согласно официальному отчету полиции по итогам 2008 года, от 50% до 90% лиц, занимающихся проституцией в законно действующих борделях, были жертвами торговли людьми. Но легальная проституция – это лишь верхушка айсберга, нелегальная проституция имеет гораздо большее распространение.

В 2017 году Нидерланды и Германия приняли закон, который принуждает проституток принимать статус секс-работников. Таким образом, в Германии местные власти отвечают за интервью с проститутками, чтобы определить, подходят ли они для проституции.

Аболиционистская модель:

Отправной точкой для аболиционистов является то, что они рассматривают проституцию как насилие, препятствие на пути к достижению равенства между мужчинами и женщинами, превращение человеческого тела и человеческих отношений в товар. Цель состоит в том, чтобы построить общество без проституции и эксплуатации, но для того, чтобы добиться этого, в отличие от других моделей, аболиционистская модель должна сначала обозначить, что не так с проституцией. Аболиционисты не перекладывают вину на людей, занимающихся проституцией, они не рассматривают проституцию как проблему общественного порядка или морали.

В соответствии с аболиционистской моделью:

– Люди, вовлеченные в занятия проституцией, декриминализируются. Им предоставляется защита, поддержка, возможности для выхода из нее и т.д. Дискриминирующая и произвольная регистрация, контроль, принудительное медицинское освидетельствование и т.д. отменяются.

– Сутенеры, поставщики, владельцы борделей и торговцы людьми криминализуются.

– Приобретение сексуальных услуг (но не их продажа) запрещено и признается формой сексуального правонарушения.

Эта модель была принята в Швеции, Норвегии, Исландии, Северной Ирландии, Канаде, Франции и Ирландии.

Ниже приведены детальные положения французского аболиционистского законодательства, направленного на борьбу с системой проституции и поддержку людей, вовлеченных в занятия проституцией.

Почему, на ваш взгляд, криминализация клиентов более эффективна, чем легализация проституции?

Легализация проституции фактически легализует сутенерство. Она ведет к безнаказанности для совершающих сексуальные правонарушения (покупателей) и эксплуататоров (сутенеров и торговцев людьми), а также ведет к росту числа жертв проституции и торговли людьми. Она не дает доступа к правам людям, занимающимся проституцией, и создает спрос на проституцию. В странах, которые легализовали проституцию, ее жертв в десять раз больше.

В Швеции, первой стране, которая приняла аболиционистские меры, всего около тысячи человек занимаются проституцией, потому что подобные меры сократили спрос. Во Франции занимаются проституцией 37 тысяч человек, из них 90% – это женщины из других стран, которые стали жертвами торговли людьми. В Германии – больше 400 тыс. человек, из которых опять же 90% – мигрантки, жертвы трафика.

Напротив, борьба со спросом оказывается очень эффективной. Торговля женщинами – это не только нарушение прав человека. Это и одна из наиболее выгодных форм организованной преступности. Женщинами и девочками торгуют в международных масштабах и в масштабе отдельных стран по одной простой причине: ради удовлетворения спроса на секс за деньги со стороны мужчин, что, в свою очередь, приносит огромные прибыли сутенерам, поставщикам, владельцам борделей и торговцам людьми.

По данным Международной организации труда, торговля людьми приносит 150 млрд. долларов прибыли ее участникам. 66% этих прибылей (99 млрд. долларов) создается за счет эксплуатации занимающихся проституцией. Торговля женщинами и девочками никогда не сократится, если заинтересованные стороны не криминализуют эксплуатацию женщин (то есть сутенерство, услуги поставщиков, организацию работы борделей) и спрос на секс за деньги.

В каких странах была принята правовая база по защите женщин, вовлеченных в проституцию? Каковы перспективы в других странах?

Страны, которые приняли аболиционистские меры хронологическом порядке): Швеция, Норвегия, Исландия, Канада, Северная Ирландия, Франция, Ирландия и Израиль.

Страны, которые декриминализировали сутенерство: Нидерланды, Германия, Новая Зеландия, Австралия.

В 2014 году Европейский парламент принял резолюцию, квалифицирующую проституцию как нарушение принципа равенства мужчин и женщин, гарантированного Хартией ЕС об основных правах. В этой резолюции Европарламент признал, что криминализация клиента и декриминализация проституции являются наиболее эффективной моделью. Парламентская Ассамблея Совета Европы заявила о том же.

Как связаны миграция и проституция? С точки зрения законодательства, как мы можем защитить мигрантов?

В 2017 Международная организация по миграции подчеркивала, что продажа для сексуальной эксплуатации нигерийских женщин в Италию выросла на 600% за последние три года. Неправительственные организации и МОМ прекрасно знают, что этих женщин продают для эксплуатации в сфере проституции в Европе, где им придется выплачивать свой «долг».

Мы отстаиваем систему автоматического предоставления вида на жительство всем жертвам торговли людьми. Мы также видим и осуждаем то, как репрессивная миграционная политика делает торговцев людьми и эксплуататоров сильнее и влиятельнее.

Какие термины – «проституция» или «секс-работа» мы должны использовать и почему?

Мы рекомендуем пользоваться терминами, установленными в международном правозащитном законодательстве (Статья 6 Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, CEDAW; Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 года; Палермский протокол): «проституция», «эксплуатация проституции», «торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации».

Термин и сама концепция «секс-работы» стремятся провести различие между теоретически хорошей «секс-работой на основе согласия» и плохой «торговлей людьми». Все страны, легализовавшие «секс-работу», на самом деле декриминализовали эксплуатацию проституции женщин (легализовали сутенерство, работу поставщиков и организаторов борделей).

Что вы думаете о сексуальной эксплуатации мужчин женщинами? С нашей точки зрения, существует меньше рисков, чем в случае эксплуатации женщин мужчинами. Верно ли это?

Важно напомнить, что покупателями женщин, мужчин и трансгендеров всегда являются мужчины. Всегда можно с легкостью идентифицировать немногочисленные случаи, когда женщина платила мужчине за секс. Но в подавляющем большинстве случаев ужасная реальность проституции – это покупка мужчинами женщин или других мужчин для секса.

Какого подхода придерживается ООН, когда речь идет о борьбе с сексуальной эксплуатацией? Поддерживает ли вообще ООН эту работу? Какова позиция Европейского Сообщества? Какие международные нормы можно использовать в борьбе с сексуальной эксплуатацией?

Международное право признает проституцию нарушением прав человека и специально оговаривает запрет на эксплуатацию проституции других, включая сутенерство, работу поставщиков и организацию работы борделей. Государства-участники и агентства ООН имеют прямое, связывающее обязательство выступать против любой тривиализации проституции и работать с целью ликвидации эксплуатации. Но некоторые агентства ООН становятся объектами активного лоббирования, и туда даже инфильтрируются представители лобби секс-индустрии.

Несмотря на то, что проституция и ее эксплуатация однозначно квалифицируются как нарушение прав человека во всеобщих правозащитных инструментах ООН, некоторые агентства ООН считают, что необходимо:

– активно рекомендовать использование термина «секс-работа» вместо утвержденных Генеральной ассамблеей ООН терминов «проституция» и «эксплуатация проституции других»;

– активно поддерживать декриминализацию уголовных деяний (сутенерства, работы поставщиков и организации работы борделей), которые в соответствии с договорами ООН считаются серьезными преступлениями против прав человека;

– отстаивать декриминализацию обмена денег на сексуальные услуги, в то время как это рассматривается в качестве сексуального преступления в Бюллетене Генерального Секретаря ООН «Специальные меры по защите от сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств».

В нескольких недавних докладах1 «Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД» (ЮНЭЙДС, UN AIDS) и «Программа развития ООН» систематически использовали и рекомендовали использование термина «секс-работа». Они также отстаивали декриминализацию акта приобретения секса за деньги. Два эти агентства также активно поддерживали декриминализацию уголовных деяний (сутенерства, работы поставщиков и организации работы борделей2. В «руководстве по терминологии» ЮНЭЙДС 2015 года в частности рекомендуется отказаться от использования термина «проституция», который «несет в себе оценочное суждение» и вместо него использовать термин «секс-работа». Руководство также предлагает использовать термин «клиенты секс-работников» в отношении людей, приобретающих секс за деньги.

Подобная ситуация недопустима, поскольку нужно принять во внимание то, что оплата секса деньгами квалифицируется ООН как «сексуальное правонарушение». В 2003 году Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан выпустил руководство, ставившее целью ликвидацию сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств в контексте деятельности ООН.

Специальный Бюллетень Генерального Секретаря ООН включает в себя «Специальные меры по защите от сексуальной эксплуатации и сексуальных надругательств».

Этот стратегический документ подчеркивает три ключевых пункта:

  1. Генеральный Секретарь ООН подтверждает, что «сексуальная эксплуатация и сексуальные надругательства нарушают всемирно признанные международные законодательные нормы и стандарты».
  2. Генеральный Секретарь ООН дает определение «сексуальной эксплуатации» и «сексуальных надругательств».
  3. Генеральный Секретарь ООН делает мишенью своей борьбы и запрещает приобретение секса за деньги.

Что вы думаете о ситуации в Восточной Европе и Центральной Азии? Какие меры следует предпринять для улучшения положения людей, вовлеченных в проституцию в этих странах?

Я не эксперт по этому региону, но думаю, что большинство стран там придерживаются запретительных мер. Эта модель очень вредна, так как она криминализует самих людей, вовлеченных в занятия проституцией, не предоставляет им защиты, поддержки и возможности для выхода из проституции.

Кроме того, она не ставит своей целью борьбу с проституцией и ее эксплуатацией, так как она не признает проституцию в качестве сексуального насилия, преграды на пути к равенству и насилием над человеческим достоинством. В результате криминализация покупателей секса и даже сутенеров не достигается, если они сотрудничают с полицией. Эксплуатация проституции таким образом формально запрещена, но де факто ее терпят, а иногда власти даже ее контролируют.

Фото из твиттера движения “Фемен” Femen


1 Доклад Глобальной комиссии «ВИЧ и закон» ЭВИЧ и закон: риски, права, здоровье», выпущен 9 июля 2012 года; доклад UNDP, UNFPA и UNAIDS «Секс-работа и закон в азиатско-тихоокеанском регионе» (Sex Work and the Law in Asia and the Pacific), выпущен 18 октября 2012 года.

2 “Законы, криминализующие секс-работу и секс-индустрию должны быть пересмотрены (…) Декриминализация секс-работы требует пересмотра законов, которые криминализуют деятельность, связанную с секс-работой, включая упразднение наказания за: вовлечение, жизнь на доходы от секс-работы, поставку, сутенерство, управление и организацию работы борделей, рекламу и продвижение услуг». – Доклад UNDP, UNFPA и UNAIDS «Секс-работа и закон в азиатско-тихоокеанском регионе».
this post is also available in: Английский