07.03.2019

Искусство против домогательств, насилия, стереотипов

Интервью с художником из Таджикистана Марифат Давлатовой

– Как обстоит дело с трудоустройством женщин в Таджикистане?

– Я, конечно, знала, что запрещённые профессии существуют в Таджикистане, но не знала, что их целых 362! Такие запреты, конечно, несправедливы, потому что женщина, и раньше, и всегда, работала и выполняла тяжелую работу: у нас в деревнях женщины и дрова рубят, они пасут коров, заборы делают, работают по найму на хлопковых полях – а там и тяжело, и жарко. Если работают и мужчина, и женщина, то быт все равно полностью на женщине. Многие женщины не могут найти работу: их не берут, так как боятся декретов и больничных. Так и могут писать, что требуются незамужние.

– Как стереотипы мешают женщинам преодолеть неравенство?

– В Таджикистане таких стереотипов очень много, и под их влиянием общество во многом ограничивает женщин: им диктуют, как одеваться, во сколько возвращаться домой, как разговаривать. С малых лет указывают девочкам их место: «Что ты за девочка, если дома еще не убрано? Тебя никто замуж не возьмёт». Воспитание нацелено на то, чтобы настроить девочку только на замужество, запрещают учиться. Закон запрещает ранние браки, но посватать могут и в 5 лет. Если до 25 лет замуж не вышла, то ты «с дефектом» или «гулящая», или «неприлежная», останешься старой девой или можешь стать только второй женой (это незаконно, но часто случается, женятся по обряду никох). Вот мне 25 лет, мне все говорят, что пора замуж быстрее, а я считаю, что все только началось. Не думаю, что замужество вообще обязательно. В таджикской семье ограничения больше касаются женщин, а почему? Ты такой же человек, как и мужчины. Функций ты выполняешь больше, но и запретов для тебя больше.

– Расскажи о том, чем ты занимаешься и как ты к этому пришла?

– Я училась на художника-живописца, рисую с 7 лет. Я начала изучать жанр ню и писать в этом направлении. Увидела реакцию людей: «такое в нашем обществе нельзя творить, девушки не могут так делать». К мужчинам, которые в таком жанре работают, нет претензий, а в мой адрес всегда была критика, и самое обидное – она исходит и от мужчин, и от женщин.

– Были даже угрозы?

– В августе 2018 года у меня была выставка в Душанбе, которая была посвящена женщинам. Я хотела показать красоту женского тела, женской души как протест против уличных домогательств, насилия, стереотипов. Я изобразила женщин в национальных костюмах. Была положительная реакция, но и негативная критика в ключе «эта девушка больная, она замуж не вышла и бесится, как родители позволили ей». Были и словесные угрозы (что меня надо сжечь и повесить) – в том числе от женщин, и вполне реальные – на улице несколько раз кидали камнями, когда узнавали меня. Одна из основных претензий ко мне была, что я изображают реальных женщин, «это же наши сестры, дочери, будущие матери, ты их опозорила». Мои модели – очень смелые, у них самих, как и у меня, были потом проблемы.

– Ты была готова к такой реакции?

– Я не думала, что это будут обсуждать и в отдалённых деревнях, и за пределами Таджикистана. Мне присылали и слова поддержки, и слова ненависти из стран СНГ. Я была шокирована первые несколько дней, но в целом я была готова, зная, какое наше общество, и с чем я выступаю. А отношение моих близких ко мне изменилось в лучшую сторону после выставки.

– Повлияла ли реакция на твою выставку на то, что ты сейчас хочешь делать проект по антидискриминационному образованию для девочек и женщин?

– Да, после выставки я убедилась, что надо работать еще больше в этом направлении. Если ничего не делать, то женщины так и будут страдать. Я поехала на конференцию, там встретила другую группу активистов, и теперь мы вместе будем продвигать тему равенства прав женщин. Мы добивались принятия закона против домогательств – его приняли летом 2018 года, и уже были случаи привлечения к ответственности (штрафы, общественные работы). Хотелось бы какой-то проект сделать по поводу домашнего насилия, суицида как следствия ранних браков, когда девушек, не спрашивая, выдают замуж, при этом у них нет образования, понимания, как жить, куда обратиться за помощью. Я бы хотела провести выставку, чтобы показать, что все, в том числе ЛГБТИ, имеют равные права.

this post is also available in: Английский