19.12.2019

Украинские эксперты прокомментировали вопросы Комитета ООН по правам человека, адресованные властям страны

В список вопросов, адресованных властям Украины в ходе 127 сессии Комитета ООН по правам человека, вошли темы, касающиеся положения уязвимых групп.

Оценивая уровень представленности женщин в политической и общественной жизни, Комитет попросил сообщить о мерах, принятых в рамках реализации Государственной программы по обеспечению равенства прав и возможностей мужчин и женщин до 2021 года.

Рассматривая антидискриминационное законодательство Украины, Комитет поинтересовался планами по повышению эффективности норм (включение в защищаемые признаки СОГИ, распределение бремени доказывания в делах о дискриминации, создание эффективных средств защиты жертв дискриминации).

КПЧ ООН упомянул о некоторых случаях дискриминации, языка вражды, насилия и призывов к насилию в отношении ЛГБТ-людей, в частности произошедшие на Марше равенства в Киеве 19 июня 2019 года. Эксперты с беспокойством отметили бездействие полиции, отсутствие эффективного расследования в ответ на гомофобное и трансфобное насилие, не квалифицируемое как совершенное на почве ненависти. Члены Комитета посчитали уместным дополнение отягчающих обстоятельств ст. 161 УК Украины мотивом ненависти по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Эксперты попросили принять меры по защите от преследований, угроз и нападений (в том числе со стороны крайне правых) на журналистов, гендерных активистов и правозащитников, в особенности занимающихся правами ЛГБТ-людей. КПЧ ООН попросил убедиться в верной квалификации дел в отношении журналистов по ст. 345-1 Уголовного кодекса Украины «Угроза или насилие в отношении журналиста».

Комитет поинтересовался планами властей по усовершенствованию законодательства о мирных собраниях и приведения его в соответствие положениям Пакта, а также попросил сообщить о расследованиях нарушений крайне правыми группами права на мирные собрания, в том числе нападения на женские марши в Киеве, Львове и Ужгороде 8 марта 2018 года и частые атаки на участников мирных собраний рома и ЛГБТ или их насильственный срыв.

Привлекая внимание к дискриминации этнических меньшинств, эксперты ООН попросили Украину реагировать на речи ненависти, проявления расизма и нетерпимости в отношении рома, угрозы и расово мотивированное насилие, нередко совершаемое с участием крайне правых, и призвали сообщить о мерах, принятых для эффективного расследования таких преступлений, предусмотренных статьёй 161 Уголовного кодекса, включая нападения на ромские поселения в Киеве, Тернополе и Львове в 2018 году. Члены Комитета задали вопрос об усилиях по предотвращению деятельности крайне правых групп и организаций в Украине.

Летом 2020 года Комитет рассмотрит выполнение Украиной Международного пакта о гражданских и политических правах. Украинские эксперты прокомментировали вопросы Комитета.

Евгения Луценко,
директорка Центра социальных и гендерных исследований “Новая жизнь”

С точки зрения гендерного равенства представленность женщин в политике, включая участие в процессе принятия решений, значительно улучшилась. Такого значительного представительства в высших органах власти не было никогда: треть Кабинета Министров (6 из 18) – женщины (ранее в независимой Украине одновременно было максимум 3 женщины-министра). В Парламенте стало практически вдвое больше женщин: в предыдущем составе было 11,5% женщин, сегодня их 20,9% (88 женщин из 422 депутатов). При Верховной Раде Украины 9-го созыва, как и в предыдущем созыве, создано межфракционное объединение «Равные возможности», в котором согласились участвовать представители всех фракций. Местные выборы ожидаются в 2020 году, сейчас вопросы продвижения женщин довольно актуальны в Украине – надеюсь, это найдет свое отражение и в новом депутатском корпусе городских и районных советов. По украинскому законодательству, глав администраций назначает президент. Областные администрации пока возглавляют преимущественно мужчины: есть только одна женщина из 25 (и.о. Главы Сумской государственной администрации).

Что важного делает для женщин межфракционное объединение «Равные возможности»?

Межфракционное объединение «Равные возможности» существует в Верховной Раде с 2012 года. Его приоритетные направления работы – борьба с домашним насилием, защита прав женщин и детей и создание равных возможностей для мужчин и женщин в различных сферах общественной жизни. Работа Межфракционного объединения сегодня сосредоточена на двух ключевых темах: отстаивание гендерного равенства, в том числе в вопросах активного вовлечения женщин в общественно-политическую жизнь, и совместные законодательные инициативы по продвижению этой темы.

Планируется создание Общественного совета при МФО. Как правило, в ходе заседаний совета поднимаются важные вопросы, для решения которых нужна законодательная инициатива. Именно таким образом я смогла привлечь внимание депутатки Светланы Войцеховской к вопросу дискриминации женщин в сфере труда существовавшим Списком запрещенных профессий, эффективное взаимодействие в этом вопросе привело к отмене Списка в Украине1АДЦ “Мемориал” в рамках кампании #Alljobs4allwomen добивается отмены гендерных запретов в сфере занятости, в частности, Списков запрещенных профессий для женщин в странах Восточной Европы и Центральной Азии. В конце 2017 года Украина отменила дискриминационный документ, открыв женщинам доступ к сотням работ..


Оксана Гузь
адвокатка, старшая партнерка Адвокатского объединения “ПРОВЕ”

Одна из основных причин неэффективности защиты прав ЛГБТ в Украине в рамках уголовного законодательства – это несовершенство законодательной базы. Общество развивается, изменения охватывают и право, но некоторые нормы Уголовного кодекса остаются неизменными. Так, до сих пор не внесены изменения, которые бы облегчили и квалификацию, и досудебное расследование преступлений на почве ненависти. Более того, в законодательстве Украины все еще нет такого юридического термина. Хотя Национальная полиция Украины отчитывается по таким преступлениям, но их официальное количество не соответствует реальности.

Какие нормы используются для привлечении к ответственности за преступления на почве ненависти?

Существующая статья 161 Уголовного кодекса Украины («Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии») предусматривает ответственность за нарушения равноправия граждан в связи с их расовой, национальной принадлежностью, религиозными убеждениями, инвалидностью и другими признаками. Если говорить о защите прав ЛГБТ, то признаки сексуальной ориентации и гендерной идентичности в ней прямо не упоминаются. Конструкция статьи слишком громоздкая и нечёткая, в существующем виде привлечь к ответственности виновного практически невозможно.

Более подробный анализ статьи показывает, что часть первая касается преступлений небольшой тяжести, – значит, нападающий освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления до вступления приговора в законную силу прошло 3 года. На практике только внесение в Единый реестр досудебных расследований и обжалование незаконных закрытий дела на стадии досудебного расследования может занять весь этот срок. Другая проблема привлечения к ответственности по этой статье – возраст преступника (нападающие младше 16 лет, атакующие активистов и срывающие мероприятия, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, нарушение статьи 161 не относится к преступлениям, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет).

Нередко в современной Украине преступления на почве ненависти не квалифицируются и не расследуются. 19 июня 2019 года, в день киевского Марша Равенства, неизвестные напали на посетителей кинопоказа в «Прайдхаус» около официальной локации «КиевПрайда» – платформы Izone, где проводились различные мероприятия ЛГБТ-тематики. Со слов организаторов мероприятия, было совершено 4 нападения приблизительно в одно и то же время, однако полиция зафиксировала всего один случай, приняв заявление потерпевшего только после вмешательства правозащитников. Как правило, такие преступления квалифицируют как хулиганство, потому что это упрощает расследование, но, увы, не отражает реальной картины событий. Было ли нападение преступлением на почве ненависти? Учитывая обстоятельства совершения, место и время – да.

18 ноября 2018 года, накануне Международного дня памяти трансгендерных людей, в Киеве была запланирована мирная акция – шествие за права трансгендерных людей. Еще до начала мероприятие заблокировали с применением дымовых шашек и слезоточивого газа. В результате несколько человек пострадало от газа (заявления подавать отказались), не было составлено ни одного протокола о привлечении нарушителей к административной ответственности. Единственное уголовное производство было открыто по факту нападения на иностранного журналиста, сообщившего полицейским, что во время фотосъёмки его ударили в лицо и распылили газ. Нападавшие не только не были привлечены к ответственности, но даже не задержаны. Как и в других случаях, из-за отсутствия законодательных норм полиция квалифицировала нападение как хулиганство, а не преступление на почве ненависти.

Как часто совершаются преступления по мотиву ненависти на почве СОГИ?

Если речь идет о частоте нападений на публичные мероприятия, где фигурирует аббревиатура «ЛГБТ», то можно смело говорить, что это происходит регулярно, особенно если проведение мероприятия хорошо освещается:

  • Была попытка заблокировать Фестиваль равенства в Запорожье (2017 год). Это редкий случай, когда нападавших на двоих участниц удалось привлечь к ответственности, но их действия были квалифицированы как хулиганство.
  • Фестиваль равенства в городе Черновцы (2018 год) был сорван с использованием газа, участникам угрожали. НПО «Инсайт» подала заявление о преступлении на почве ненависти в полицию, но заявление даже не было внесено в Единый государственный реестр досудебных расследований. Суд отказал в жалобе с требованием обязать полицию внести информацию в реестр и начать расследование, посчитав изложенное в заявлении субъективной точкой зрения главы организации.
  • После проведения акция, посвящённой Международному дню защиты прав женщин в Ужгороде (2018 год), участниц и участников забросали краской, вызвавшей, помимо испорченной одежды, химические ожоги глаз. Полиция задержала на месте 6 человек и квалифицировала, дело в том числе, по 161 статье Уголовного кодекса Украины. После проведения расследования в суд было передано дело с квалификацией «лёгкие телесные повреждения» в отношении двоих обвиняемых.

Эти три случая – лишь небольшая часть из тех дел, которыми я занимаюсь. Только в одном деле получен обвинительный приговор. Эти дела могли бы иметь другое развитие если бы преступления на почве ненависти расследовались надлежащим образом и за их расследованием осуществлялся бы эффективный контроль.

Какие меры необходимо предпринять для эффективной защиты прав ЛГБТ-людей в Украине?

  1. Включение мотива ненависти на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности в список обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 67 УК Украины);
  2. Внесение квалифицирующих признаков СОГИ в другие статьи Уголовного кодекса Украины;
  3. Снижение возраста уголовной ответственности за преступления по мотивам ненависти;
  4. Изменение статьи 161, упрощение её толкования и понимания;
  5. Включение в понятийный аппарат определения преступлений на почве ненависти;
  6. Создание специального подразделения Национальной полиции Украины, занимающегося преступлениями на почве ненависти/нетерпимости.

Чёткое законодательное определение признаков сексуальной ориентации и гендерной идентичности существенно упростит квалификацию преступлений, сократит время доказывания мотива СОГИ при совершении преступления в конкретном случае, упростит работу полиции и адвокатов потерпевших.

Для примера, можем разобрать срыв Фестиваля равенства во Львове (2016 год), сопровождавшийся минированием, эвакуацией, взрывами, забрасывание камнями, разбитыми машинами полиции и последующим «сафари» по городу – охотой на людей нестандартной внешности. Мероприятие было запланировано как культурная платформа для продвижения идей толерантности и равенства, борьбы с дискриминацией уязвимых к проявлениям нетерпимости и насилия групп, в том числе и ЛГБТ. Государство не смогло установить личности виновных, хотя многие из них сами выкладывали фотографии в открытый доступ, гордясь срывом мероприятия. Было возбуждено несколько уголовных дел, которые по разным причинам были закрыты на досудебной стадии. Ни одно из дел не было официально квалифицировано как преступление на почве ненависти. Очевидно, что законодательное определение преступления на почве ненависти, а также мотив СОГИ помогли бы следствию правильно квалифицировать преступление и привлекать к ответственности виновных.

Я считаю, что для обеспечения безопасности ЛГБТ-людей достаточно было бы просто придерживаться уже взятых на себя обязательств. Так, ещё в 2016 году, распоряжением Кабинета Министров Украины был утверждён План действий в сфере прав человека, включающий в себя внесение необходимых поправок в Уголовный кодекс Украины. Этот пункт не выполнен до сих пор, хотя он был изначально согласован с профильными ведомствами. Именно такие поправки в совокупности с созданием специального отдела по раскрытию преступлений на почве ненависти (речь не только о такой уязвимой группе, как ЛГБТ) и проведением надлежащей превентивной работы могли бы изменить ситуацию и повлечь за собой как снижение количества таких преступлений, так и более эффективное их расследование, и привлечение к ответственности виновных.


Андрей Лещенко, адвокат:

Как власти реагируют на язык вражды и проявления расизма в отношении ромского меньшинства?

Несмотря на принятие Украиной ряда международных обязательств по борьбе с расизмом, разжиганием ненависти и ксенофобии по отношению к этническим меньшинствам, в частности ромам, и ЗУ «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» в 2012 году, реальные шаги противодействия таким негативным явлениям со стороны властей Украины оставляют желать лучшего.

При этом на законодательном уровне в Украине присутствуют специфические составы преступлений, которые дают власти действенные инструменты для реагирования на расизм и разжигание национальной и расовой вражды, например, ст. 161 Уголовного кодекса Украины («Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам»), а также ряд квалифицирующих обстоятельств, отягощающих наказание в ряде общеуголовных преступлений (ст. 115, 121, 122, 126, 127, 129 УК Украины). Несмотря на то, что в Украине на протяжении последних лет существенно возрос уровень подобных преступлений, в реальности перечисленные составы преступлений, как правило, не применяются.

Как и в других странах нашего региона, в Украине на протяжении последних лет имеют место антицыганские нападения. Межэтнические столкновения и погромы ромских домов, выселение ромов из села Лощиновка Одесской области произошли после того, как в конце августа 2016 года там нашли тело маленькой девочки с признаками насилия, в преступлении необоснованно был обвинен ромский парень. При этом местные власти не только не пресекали антицыганские выступления, но и сами их разжигали, пытаясь сохранить свой политический рейтинг, в то время как полиция бездействовала. Во время суда обвиняемый и ряд свидетелей- ромов под присягой заявляли о применении к ним побоев и пыток со стороны правоохранительных органов. Несмотря на наличие открытого уголовного производства по пыткам, которое началось только после обжалования бездействия полиции через суд, прокуратура Одесской области проводит досудебное следствие, но все еще никому не предъявлены обвинения. То есть виновные просто избежали ответственности.

Этот негативный пример, одновременно с отсутствием реального наказания за расизм и погромы, использовали представители праворадикальных групп, организующие подобные акции для поднятия собственного рейтинга. В 2018 году они учинили погромы ромских поселений уже возле Киева. Открытые уголовные дела не помогли пресечь такие действия своевременно, вследствие чего произошло расово мотивированное убийство ромского парня под Львовом. Только привлечение к уголовной ответственности и проведение эффективного расследования, своевременное задержание преступников привело к значительному снижению таких нападений. Однако если бы еще в 2016 году во время «Лощиновской трагедии» виновные в погромах были наказаны, дальнейших трагедий можно было бы не допустить.

Насколько эффективно расследуются преступления на почве ненависти?

Проанализировав статистические данные Генеральной прокуратуры Украины, мы видим, как отличается реальная ситуация от статистики на бумаге.

По официальным данным, по ст. 161 УК Украины с января по декабрь 2018 года было зарегистрировано 82 уголовных преступления, по которым 6 человек были объявлены подозреваемыми и всего 4 — обвиняемыми. Всего за 2018 год было закрыто 35 уголовных дел, а на конец года осталось 78 уголовных производств. Всплеск активности и наибольшее число преступлений за 2018 год зафиксированы в летние месяцы. С января по ноябрь 2019 года по ст. 161 УК Украины было зарегистрировано 102 уголовных преступления, 4 человека были объявлены подозреваемыми, и только по одному делу предъявлен обвинительный акт. Сейчас по рассматриваемой статье осталось 100 уголовных дел, в то время как 57 было закрыто. Таким образом, обвинительные акты по ст. 161 были предъявлены всего по 7% от общего количества зарегистрированных производств в 2018 году и по чуть более, чем 1% дел в 2019 году. Это иллюстрирует недостаточность усилий по борьбе с проблемой преступлений на почве ненависти.

this post is also available in: Английский