16.05.2013

Эксперты ООН о России: ухудшение условий работы неправительственных организаций и правозащитников неприемлемо

ЖЕНЕВА (14 мая 2013 г.) – Три независимых эксперта ООН по правам человека сегодня выразили серьезное беспокойство по поводу препятствий, запугиваний и стигматизации, ставшими результатом исполнения в Российской Федерации закона о «некоммерческих организациях» (НКО), принятого 21 ноября 2012 года Государственной Думой.

Специальные докладчики ООН по вопросам о свободе ассоциаций, положении правозащитников и свободе выражения мнений призвали российские власти пересмотреть закон ввиду его несоответствия с международным правом и стандартами и негативными последствиями для важной работы сотен общественных организаций и правозащитников.   

“К сожалению, наши страхи, похоже, подтвердились”, – заявил Специальный докладчик  по вопросу о праве на мирные собрания и ассоциации Майна Кайя.

В июле 2012 г. три эксперта ООН предупреждали, что закон может отнести к «иностранным агентам» все НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, и применять суровые наказания за несоблюдение установленных требований. Они также выражали тревогу относительно использования термина «иностранный агент», который может ассоциироваться с понятием «шпион» и тем самым содействовать стигматизации и возможным актам насилия против тех, кого затрагивает закон.

“С тех пор как вышел закон, мы наблюдаем беспрецедентную волну проверок, некоторые из которых завершились возбуждением дел об административных правонарушениях в отношении НКО, и в том числе суровыми наказаниями”, – заявил эксперт.

Г-н Кайя также подчеркнул, что эти проверки не имеют соответствующего правового основания, поскольку согласно международному праву в области прав человека защита суверенитета не входит в список законных оснований для ограничения свободы ассоциаций. “Государства не могут руководствоваться дополнительными основаниями, даже если таковые предусмотрены внутренним законодательством, и не могут широко трактовать международные обязательства для ограничения права на свободу ассоциаций”, – отметил он.

“Мы уже предостерегали от обширных требований, предусматриваемых законом в отношении НКО, предположительно «вовлеченных в политическую деятельность», которые могут нарушить право правозащитников публично поднимать вопросы прав человека и вести пропагандистскую работу”, – заявила эксперт ООН по вопросу о положении правозащитников Маргарет Секаггия.

“Правозащитники должны иметь возможность участвовать в государственных делах, поднимая вопросы общественного интереса в критической форме, независимо от того, откуда они получают финансирование”, – подчеркнула она. “Этот вид деятельности не должен расцениваться как политическая деятельность, а должен восприниматься как необходимый элемент открытого и демократического общества”.

“Каждый должен обладать правом распространять и выражать свои идеи свободно без каких-либо неоправданных ограничений”, – добавил Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение Франк Ла Рю.

Три эксперта напомнили, что различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток и Комитет по ликвидации расовой дискриминации, также выражали серьезное беспокойство по поводу закона о некоммерческих организациях и неблагоприятного влияния, которое он может оказать на деятельность организаций гражданского общества и правозащитников.

Они обратили особое внимание на единогласную позицию Совета по правам человека ООН, принятую в недавней знаменательной резолюции, направленной против любого закона, используемого с целью неправомерного препятствия работе правозащитников или ее криминализации в связи с источником финансирования. (“Защита правозащитников”:  http://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?Open&DS=A/HRC/22/L.13&Lang=R)

Подводя итоги, эксперты предложили Правительству дальнейшую поддержку и техническое содействие в отношении законодательства, касающегося деятельности гражданского общества и правозащитников.                                                                          HR/13/116

                                                                                                                     14 May 2013

Exit mobile version