15.05.2013

«Экстремиста» Колобка и «иностранного агента» Репку ищут в полиграфической фирме

С 26 марта идет прокурорская проверка Благотворительного частного учреждения АДЦ «Мемориал», в ходе которой у организации были истребованы тысячи копий документов, а руководители организации провели много часов, отвечая на вопросы обо всех мероприятиях, проводившихся «после 20 ноября 2012 года» и, конечно, об источниках финансирования. То, что казалось поначалу лишь анекдотически смешным, как, например, требования Роспотребнадзора «инструментальных замеров микроклимата и акустических шумов» в офисе, приобрело через месяц характер серьезной угрозы — по всем нелепым и отвергаемым АДЦ «Мемориал» претензиям МЧС и потребнадзора возбуждены дела об административных правонарушениях, совокупность этих 8 «нарушений» дает от 500 000 до 700 000 рублей штрафов, вопрос о которых будет решаться в ближайшие дни.
Но помощник прокурора Д.И. Смирнов не ограничился лишь нелепыми «делами» (хотя в «беседе» и сам признал, что по закону нарушений нет, но «они -то есть МЧС и Роспотребнадзор- настаивают,» сказал Дмитрий Игоревич со вздохом, возбуждая административки).

Казалось бы, «честно выполнив» таким образом прокурорский долг, можно было бы и перестать преследовать организацию, занимающуюся помощью лицам, подвергающимся дискриминации, в первую очередь — детям цыган и трудовых мигрантов. Но прокуратура продолжила расследование довольно неожиданным образом — 29 апреля проверка постигла полиграфическую фирму, выпустившую по заказу АДЦ «Мемориал» перевод русских сказок на цыганский язык. Книжки предназначались для цыганских детей, авторы хотели помочь им овладеть чтением, письмом и навыками раскрашивания (в книжках много картинок), а  содержали книжки — страшно сказать — небезызвестные истории про Репку, Колобка, Теремок, Машу и Медведя! Вероятно, тщательно проверяя общественные организации на наличие признаков экстремизма и возможные «функции иностранного агента», прокуроры не могли оставить без внимания столь подозрительные публикации. Поэтому и прислали суровых представителей МВД, требовавших от издателей «самим отдать» материалы, печатавшиеся по заказу АДЦ «Мемориал».

Каких еще «контр-агентов» общественных организаций и благотворительных учреждений ждет подобная «проверка» (безо всяких юридических оснований — ведь проверяют не их, а уголовных дел, позволяющих обыскивать всех знакомых обвиняемых, пока не заведено)? Следует ли ждать визитов МВД железнодорожным кассам, где кто-то из «подозреваемых в функциях агента» мог купить билет на конференцию? Или в магазинах, где покупалась бумага для проверяемых офисов? Или в музеях, куда водили на экскурсию детей в рамках «финансируемых из-за рубежа» проектов?