Если бы я была украинкой, я непременно сказала бы себе и своим близким: ну вот и славно, что нет у нас больше Крыма. Автономия, грезившая возвратом назад, в СССР, давала самый большой процент голосов против нашей свободы еще тогда, в годину “оранжевого” Майдана. И на последних выборах бывший уголовник Янукович не прошел бы, если бы не Крым. И впредь Крым тянул бы нас назад, к несвободе, умножая голоса против нашего стремления к демократии, к единению с цивилизованной, мирной Европой… Конечно, жалко нам будет жителей Крыма, когда не оправдаются их чаяния, не сбудутся грезы, когда преградят им путь к побережью высокие заборы дач и резиденций российской элиты. Вернувшись не в Россию-мечту, а в Россию реальную, они столкнутся с произволом и жестокостью власти, с алчной коррупцией, с бедой призывного рабства, с беспределом тюремщиков – и много еще с чем они столкнутся. Но мы ничем уже не сможет им помочь, и это будет уже не наша вина и забота.
Но я не украинка, и я не могу говорить такие слова. Я гражданка того государства, которое оккупировало Крым, и потому ничего кроме жгучего стыда я не могу сегодня испытывать перед братьями моими украинцами.
А мне говорят, что нет причин для стыда, что это не завоевание, а возврат, воссоединение. Но мне еще тягостнее становится от этой нагло-восторженной лжи. Какое воссоединение, какой возврат? Крым никогда не входил в состав того государственного образования, которое именуется РФ и которому чуть больше двадцати лет от роду. А тот исторический факт, что без малого два с половиной столетия назад Российская империя завоевала Крым, ни малейшего права не дает сегодняшней России предъявлять права на полуостров, географически органично примыкающий к территории Украины, а не России. В 1921 году автономная Крымская ССР могла с тем же успехом войти в состав Украинской республики, с каким вошла в РСФСР, и вовсе не присоединение к Украинской ССР в 1954 году стало бедою Крыма, а утрата полуостровом в 1945 году статуса республиканской автономии. Трагедия крымскотатарского народа, массовая депортация, сопряженная с массовой гибелью, стала ключевым моментом в советской истории Крыма. И если говорить об исторической справедливости, то тогда уж и россиянам, и украинцам нужно из Крыма уйти, чтобы отдать его законным хозяевам – крымским татарам.
Мне стыдно за тех моих соотечественников, которые ликуют сегодня так, будто их теперь Крым. Стыдно за этот имперский угар, за ослепление, за эту умственно отсталую, дикарскую радость завоевателя. И оторопь берет при мысли о том, как отвратительно смотримся мы сегодня со стороны.
А ведь никто не мешал моим соотечественникам ездить в Крым и наслаждаться его красотами все эти 20 с лишним лет. Крым встречал россиян куда приветливее, чем российское черноморское побережье, и ведь даже заграничного паспорта не нужно было обывателю из российской глубинки, чтобы провести отпуск в Крыму.
Сегодня же Крым не приблизился, а отдалился от нас. Теперь туда и ездить из России будет сложнее, и отдых в Крыму станет намного дороже, что немаловажно на фоне обнищания россиян. А что будет с пропускным режимом через границу России с Украиной? Выходит, что, поддержав результаты поспешного референдума в ситуации военной оккупации в Крыму, мои сограждане не только Крым не приобрели, но и Украину потеряли. Теперь они не смогут ездить на Украину так, как ездили еще полгода назад, и вместо доброго и мирного соседства лишь недоверие и холод будут встречать их там, да и не только там.
А как смотреть нам сегодня в глаза украинцам? Как поделиться горечью и грустью той России, которая не хочет войны, которая не согласна с теми, кто завладел властью в стране и сделал ее страной-узурпатором, страной-захватчиком, страной-грабителем?
Этой грусти словами не передать. Можно лишь донести до украинцев, что все-таки есть она – та Россия, которая не верит потокам наглой лжи c телеэкранов об Украине и о Майдане. Которая не приемлет этого позорного аншлюса, которой стыдно сегодня за свою страну и своих сограждан. Антивоенные акции начала марта в Москве и по всей России показали это. Может быть, когда-нибудь и Россия станет свободной от имперских амбиций, от вседозволенности власти, от всей этой удушающей “азиатчины”.
А пока мы можем лишь радоваться за Украину, сумевшую освободиться от своих узурпаторов, и желать ей мирного неба над головой, свободы и независимости, благой возможности строить красивое и приветливое государство с безусловным приоритетом свободы и прав человека.
И хоть я не украинка, но все-таки осмеливаюсь сказать, что Украина немногое теряет, лишаясь Крыма. А вот мы, граждане России, теряем несоразмерно больше. Такие моральные потери непросто будет восполнить. Такой исторический позор непросто будет изжить.
Но, может быть, хоть малую часть потерь вернул бы нам возглас: простите нас, наши украинские братья и сестры! Простите, что не нашлось у нас воли и сил урезонить безумцев, которые осмелились нарушить границы вашего государства. Простите, что допустили мы таких людей к власти в нашей стране.
И те граждане России, чьи горькие чувства могут выразить сегодня такие слова, все-таки не должны терять надежды, что когда-нибудь и Россия будет свободной.
И потому – за нашу и вашу свободу, друзья-украинцы!