В ответ на запрос Комитета ООН по насильственным исчезновениям АДЦ “Мемориал” и Харьковская правозащитная группа подали аналитический материал, касающийся насильственных исчезновений украинских женщин и девочек в зонах военных действий и на временно оккупированных Россией территориях Украины. Этот доклад, в числе других материалов различных правозащитных организаций, будет использован Комитетом для подготовки Замечаний общего порядка №2 на эту тему.
Авторы основывались на своем опыте документирования и анализа военных преступлений России, совершенных против Украины в ходе агрессивной войны начиная с 2014 года и по настоящее время. В докладе выделен ряд категорий жертв насильственных исчезновений, описана их особая уязвимость и ситуации особого риска.
Специфическими рисками для женщин и девочек в ситуации насильственных исчезновений во время войны следует считать потерю репродуктивных возможностей в будущем вследствие пыток и бесчеловечных условий содержания в местах несвободы; проблемы женского здоровья и физиологии в заточении (отсутствие средств гигиены, беременность, роды, аборты и др.); риск сексуализированного насилия, эксплуатации; различные риски во время фильтрации. Остро стоит проблема возврата похищенных детей (в т.ч. девочек) в условиях сокрытия похитителями информации, смены личных данных детей, их индоктринации и смены идентичности.
Среди рекомендаций АДЦ “Мемориал” и ХПГ:
- Поддержка (психологическая, социальная, медицинская и др.) женщин – выживших жертв насильственных исчезновений и женщин, которые ищут своих похищенных родственников.
- Взаимодействие госорганов с НКО, которые ищут похищенных женщин/девочек
- Ведение дезагрегированной статистики случаев насильственных исчезновений с включением гендерных аспектов и учетом различных категорий женщин (этническая принадлежность, аффилиация с военными, профессиональная деятельность (журналистки, правозащитницы, активистки, госслужащие, учительницы)
- Включение в мониторинг и расследование случаев насильственных исчезновений всех возможных мест несвободы, как институциональных, так и спонтанно созданных агрессорами в ходе вооруженного конфликта/войны.