Рассмотрев государственный доклад Туркменистана на 87-й сессии, Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин дал властям страны важные рекомендации по многим статьям Конвенции.
Ряд из них касаются равноправия женщин в сфере труда. В альтернативном докладе АДЦ «Мемориал» в Комитет указывалось, что, несмотря на отмену «списка запрещенных профессий», в Туркменистане – авторитарной стране с торжествующими патриархальными традициями – огромное число женщин формально безработны и заняты неоплачиваемым домашним трудом или вовлечены в неформальную экономику, что не позволяет им быть материально независимыми и социально защищенными.
Комитет отметил сохранение вертикальной и горизонтальной сегрегации на рынке труда, непропорциональное бремя домашнего труда женщин, отсутствие возможности профессионального развития женщин и другие нарушения гендерного равенства в сфере занятости, принудительный труд женщин. Эксперты рекомендовали принять действенные меры по расширению доступа женщин к руководящим должностям и более высокооплачиваемой работе, в том числе в традиционно мужских профессиях; поощрять равное распределение обязанностей по дому и уходу за детьми между женщинами и мужчинами при помощи таких мер, как улучшение детских учреждений, неполный рабочий день и дистанционная работа для женщин и для мужчин, отпуск по уходу за ребенком для мужчин; привлекать работодателей к ответственности за дискриминацию в отношении женщин. Комитет призвать немедленно положить конец принудительному труду в хлопководстве и обратить особое внимание на условия труда в этом секторе экономики.
К сожалению, нарушения прав ЛГБТИ+ в Туркменистане не нашло отражения в рекомендациях Комитета, хотя гражданское общество информировало экспертов о том, что они находятся в тяжелейшей ситуации и сталкиваются с гомофобией и дискриминацией во всех сферах жизни, включая занятость, образование, семейную жизнь, личные взаимоотношения, коммерческие и государственные услуги. НПО, защищающие права ЛГБТИ+, не имеют возможности зарегистрироваться и открыто работать; одиозная статья 135 Уголовного кодекса, криминализирующая однополые сексуальные отношения взрослых мужчин по обоюдному согласию, до сих пор не отменена.
Положение трансгендерных людей в Туркменистане крайне тяжелое. В законе ничего не сказано о возможностях, основаниях и процедурах изменения гендерного признака трансгендерными людьми, в то время как закон разрешает интерсексуалам менять фамилию и имя “в связи со сменой пола”. Трансгендерным людям приходится делать хирургическую коррекцию за границей, но изменить их документы невозможно. Из-за невозможности профессиональной реализации они часто оказываются вовлеченными в проституцию и становятся жертвами полицейских рейдов. Трансфобное полицейское насилие и домогательства в отношении трансгендеров особенно жестоки и включают физическое, психологическое и сексуальное насилие, угрозы и домогательства. Трансгендерные женщины находятся в более сложном положении, чем мужчины, как из-за видимости и связанного с этим общественного осуждения, так и из-за дискриминации по признаку пола.
Подробнее о нарушении прав ЛГБТИ+ в Туркменистане читайте в докладе АДЦ «Мемориал» и партнерских организаций “ЛГБТИ+ в регионе Центральной Азии: репрессии, дискриминация, исключенность” (2020).
Фото – nathan.groth CC BY-NC 2.0 Deed