Евгения Маркова много лет боролась в РФ за право работать водительницей грузовика – и добилась своего вопреки закону, запрещающему эту работу «как вредную для женщин». В видеоролике (сделанном специально для кампании АДЦ “Мемориал”) Маркова рассказывает о том, как страстно хотела она водить грузовики, как последовательно добивалась этой работы, как ее возмущала дискриминация «по рождению», несправедливость запретов на труд женщинам.
Пример Евгении показывает: не бывает «неженских профессий», женщина (причем успешная в интеллектуальной сфере, обладательница двух дипломов, востребованная айтишница и счастливая жена) – может предпочитать именно тот труд, от которого государство считает необходимым ее «защищать».
Во многих странах бывшего СССР сохраняется советская дискриминационная практика запрещения большого числа профессий и работ для женщин. Правозащитницы и активистки из России, Беларуси, Украины, Молдовы борются за отмену «списков запрещенных профессий», и в некоторых странах, выбравших путь европейской интеграции, проблема уже осознается на государственном уровне.
Дискриминация женщин в сфере труда существует и в странах Центральной Азии: ограничения женщин в праве на работу закреплены в трудовом законодательстве Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, запрещены сотни профессий, в том числе престижные и высокооплачиваемые. В основе запрета лежит стремление навязать женщинам лишь материнскую роль, игнорировать их право на свободный выбор жизненного пути, их стремление к профессиональному росту и личным достижениям.
Гиссу Джахангири (Афганистан), вице-президент Международной федерации за права человека (FIDH), в своем обращении в поддержку кампании all–jobs4-all–women говорит о тяжелом экономическом положении женщин Таджикистана: в стране огромная безработица, сотни тысяч жителей страны находятся в трудовой миграции за границей, женщины заняты преимущественно в домашнем хозяйстве и «традиционных» сферах, не предполагающих хорошего образования и высоких зарплат.
Борьба с запретами профессий женщинам, мешающая миллионам женщин в Восточной Европе и Центральной Азии заниматься интересным делом, получать достойную оплату за труд, делать карьеру, – продолжается.