15.12.2020

Конференция «Дети-мигранты в регионе бывшего Советского Союза: что после Кишиневского соглашения?

В преддверии двух важных дат – Дня прав человека 10 декабря и Международного дня мигранта 18 декабря БДИПЧ ОБСЕ и АДЦ «Мемориал» организовали он-лайн конференцию «Дети-мигранты в регионе бывшего Советского Союза: что последует за Кишиневским соглашением?». 7-8 ноября 2020 года в ней приняли участие международные эксперты в сфере прав ребенка и прав человека, представители международных организаций, правительств стран Восточной Европы и Центральной Азии и представители гражданского общества.

Участники обсуждали возможности включения современных международных стандартов в области прав ребенка в законодательство и практику стран региона, и в особенности их применение к процедурам возвращения детей-мигрантов и межгосударственное сотрудничество в деле замены устаревшего Кишиневского соглашения о возвращении несовершеннолетних в государства их происхождения (2002).

Во время дискуссии Манфред Новак, профессор, Независимый эксперт Глобального исследования ООН по вопросу о положении детей, лишенных свободы; эксперты Комитета ООН по правам ребенка Ренате Винтер и Микико Отани подчеркнули, что иммиграционное лишение свободы детей нарушает большинство прав, закрепленных Конвенцией по правам ребенка (1990), и ее запрет один из основных международных правозащитных стандартов.

К другим основополагающим стандартам относятся недискриминация, запрет разлучения с родителями, учет мнения ребенка и принятие любых решений относительно ребенка на основании его наилучших интересов. Вопросам наилучших интересов детей-мигрантов и их процедурному оформлению была посвящена презентация Роос-Мари ван ден Богаард (PICUM):

“Государства пользуются эвфемизмами, чтобы не называть закрытые учреждения местами лишения свободы, – например, транзитные центры для детей в России. Но дети, которые там удерживаются, не могут покинуть их по своему желанию, поэтому это настоящие места лишения свободы.”

Представители офисов уполномоченных по правам человека – Майя Банареску, Омбудсмен по правам детей Республики Молдова и Гульнара Жамгырчиева, заместитель Омбудсмена Кыргызской Республики и Омбудсмен по правам ребенка, указали на проблемные аспекты Кишиневского соглашения и региональной системы возвращения детей, а также предоставили информацию о положении детей-мигрантов в своих странах.

Гульнара Жамгырчиева подчеркнула, что лишение детей свободы и разлучение семей только из-за миграционного статуса следует признать неприемлемой практикой, которая крайне устарела и не соответствует международным нормам. Майя Банареску высказалась за пересмотр Кишиневского соглашения и к уже предложенным инициативам добавила необходимость скорейшего подписания нового соглашения между странами, с включением в четко описанных процедур, в том числе о порядке возвращения на родину мигрантов и их детей в форс-мажорных ситуациях, таких как пандемия Сovid-19 и т.п.

В деталях национальные системы, проведенные и будущие реформы представили Руслан Колбаса, Генеральный директор по вопросам развития социальных услуг Министерства социальной политики Украины, Екатерина Михаилас, представитель Управления по делам беженцев и мигрантов (Молдова), и Игорь Кишкэ, представитель Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Республика Молдова.

Все представители правительств и уполномоченных по правам человека указали на необходимость разработки новых региональных инструментов по вопросам детей мигрантов, а также тесного сотрудничества между странами, вовлеченными в миграционные процессы. Это мнение разделили представители гражданского общества, которые выступали.

Тинеке Стрик, депутатка Европейского Парламента (Группа Зелёные/Европейский свободный альянс) подчеркнула, что договоры о реадмиссии ЕС со странами региона также должны подвергаться более тщательному мониторингу в области прав человека и их реализация должна соответствовать международным стандартам в области прав ребенка.

Экспертка АДЦ «Мемориал» Евгения Андреюк пояснила в презентации, каким образом международные стандарты могут быть внедрены в национальные и региональные процедуры.

 

this post is also available in: Английский