29.06.2017

Судья впервые применила механизм освобождения человека без гражданства, установленный Конституционным судом

22 июня 2017 года Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга постановил освободить лицо без гражданства, Ноэ Мсхиладзе, после более 17 месяцев проведенных в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Это стало возможно благодаря вынесению Конституционным судом Постановления, создавшего механизм освобождения лиц без гражданства, фактически лишенных свободы бессрочно. Ранее суды не имели правовых оснований для прекращения содержания ЛБГ, подлежащих выдворению, в специальных учреждениях.

Российское законодательство, крайне несовершенное в сфере регулирования правового статуса неграждан, не учитывает особое положение лиц без гражданства, приравнивая их к обычным нарушителям миграционного режима. Этот подход является ошибочным и приводит к системным нарушениям прав человека. В частности, одним из таких нарушений является неправомерное фактическое лишение свободы до выдворения за пределы страны в том случае, когда заведомо известно, что оно неосуществимо. Некоторые судебные приставы-исполнители, рассматривая ситуацию не только согласно букве закона, но, учитывая, реальное положение людей, оказавшихся в бессрочном заключении, пытались предпринять меры для их освобождения, однако, зачастую суды узко трактовали правовые нормы, опираясь на сложившуюся практику. Так, в апреле 2016 года, Кировский районный суд отказал судебному приставу-исполнителю в прекращении исполнительного производства по делу Мсхиладзе, заявлявшему о «невозможности осуществить процедуру его выдворения за пределы РФ».

Лишь более чем год спустя Конституционный суд России признал в своем Постановлении от 23 мая 2017 года неконституционными положения ст. 31.7 и ст. 31.9 КоАП РФ, указав на невозможностью решения в судебном порядке правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено наказание в виде административного выдворения. Это важное решение привело к созданию нового механизма, позволяющего освобождать людей в условиях когда их не возможно выдворить, и, соответственно,  изменению правоприменительной практики судов. Уже через месяц судья, рассматривающая дело Мсхиладзе, впервые применила механизм, указанный Конституционным судом, освободив человека без гражданства прямо в зале суда. При этом она указала в постановлении, что до внесения в действующее законодательство требуемых изменений, лицам без гражданства, помещенным в ЦВСИГ, в отсутствии фактической возможности их выдворения, «во всяком случае по истечении трех месяцев со дня» назначения наказания, «должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания». Особое значение в таких ситуациях имеет определение реальной возможности выдворения за пределы России. Суд установил, что государство, готовое обеспечить въезд, принять Мсхиладзе и подтвердить его гражданство, отсутствует, и посчитал дальнейшее содержание лица без гражданства в ЦВСИГ неправомерным. Примерно в то же время из другого центра содержания иностранных граждан был освобожден ЛБГ, Виктор Нигматулин, предоставивший материалы для публикации «Лишенные свободы лица без гражданства в РФ: поиски выхода из правового тупика».

АДЦ «Мемориал» приветствует изменение действий судов, направленных на освобождение лиц без гражданства, фактически, бессрочно неправомерно заключенных в специальных учреждениях, и надеется, что все больше людей сможет в ближайшее время оказаться на свободе.

Exit mobile version