…«Новая-Европа» обсудила версии случившегося с правозащитницей Стефанией Кулаевой, сотрудницей Антидискриминационного центра «Мемориал».
— История понятная с убийством, — говорит Кулаева. — Сторона защиты имеет право говорить всё, что хочет, но есть два признака того, что убийство произошло на расовой почве: один серьезный признак, что именно этот парень вызывает солидарность и поддержку неонацистов. И второй — есть свидетели, которые дают интервью о том, что они слышали расистские высказывания нападавших. Кроме прочего, если на чернокожего человека африканского происхождения нападают ни с того ни с сего и убивают, то шансов, что это не убийство по расовым мотивам, практически никаких. Я этой темой занимаюсь 20 лет, раньше на такие новости много было всяких расистских комментариев. Но сейчас комментарии на новости в уральских СМИ очень приличные, их сотни. У меня хорошее впечатление от того, как реагирует общественность, 90% комментаторов сомневаются в версии стороны защиты и иронизируют над тем, что вот такой невинный молодой человек ходил почему-то с ножом.
По мнению Кулаевой, о расовом мотиве свидетельствует не только национальная принадлежность, но и социальные характеристики погибшего.
— Интеллигентные студенты, приехавшие учиться, это совсем не та группа населения, чтобы постоянно попадать в какие-то разборки с поножовщиной. Решительно нет никаких оснований считать, что убитый был каким-то криминальным авторитетом, который мог «попасть на перо», как говорят уголовники, — рассуждает она. — Точно так же погиб Самба Лампсар в месте, где я жила, за углом моего дома в 2006 году. Молодой красивый африканец, он шел из клуба, а в него выстрелили из подворотни люди, которые за ним следили. Я помню эту сцену, как крепили к какой-то водосточной трубе фотографию парня какие-то девчонки, как они заливались горючими слезами. Оружие было брошено на месте преступления — ружье, на котором выцарапана свастика.
Правозащитница вспоминает также, что для многих участников процесса по тому старому делу существовала реальная угроза нападения со стороны неофашистов, и судье даже была предоставлена государственная защита. Сегодня же Стефания сомневается, что дело Нджелассили будет расследовано именно как убийство по расовым мотивам, особенно в момент, когда в Екатеринбурге проходит международная Универсиада.
— Вот был первый суд, парня отправили под стражу. Похоже, что мотив ненависти в суде не фигурировал. Это говорит о том, что есть некоторое желание у следствия не утрировать эту ситуацию, поскольку расизм всегда особенно плохо выглядит, это международное событие. Мелькали в уральских СМИ сообщения, что Данил был там не один. Должно быть обвинение «убийство в составе группы лиц по мотиву расовой ненависти», но следствие может предъявить менее тяжелый состав — без группы и мотива, — говорит она.
Стефания также уверена, что расизм в современной России носит системный характер, и советует в изучении этого явления опираться на исследования «Левада-центра» и ликвидированного властями центра «Сова».
— Вот поразительные результаты: из года в год, десятилетиями, «Левада» получает примерно одни цифры. Это не вопросы типа «А считаете ли вы себя расистом?», это вопросы: «Как вы относитесь к тому, чтобы на вашей работе вы работали бок о бок с цыганами? Как вы относитесь к тому, чтобы ваши соседи были цыгане? Вы одобрили бы брак своего ребенка с цыганом?» И каждый раз невероятное количество отрицательных ответов. То есть люди не считают, что они расисты, но, чтобы в какую-то семью вошел цыган или африканец, об этом не может быть и речи. Это и есть дискриминация, вот так и выглядит расист. Когда мы говорим «цыгане», а думаем «преступники», это расизм, когда мы говорим «африканцы», а думаем «дикари», это расизм, когда мы говорим «коренные народы Чукотки» и вспоминаем анекдоты «про чукчу», это расизм, — объясняет Стефания. — Одни люди позволяют себе только высказывания, а другие — какие-то действия, допустим, не брать на работу или там в школу, а третьи начинают уже агрессивно себя вести. Недавно актриса Валентина Талызина ругала Ахеджакову. Вряд ли она вчера стала антисемиткой, но она молчала на эту тему. А сейчас у людей появилось ощущение, что можно наконец-то позволить себе это сказать и даже что-то сделать. Какая-то индульгенция появилась, потому что если можно постоянно в телевизоре говорить о других народах, что давайте их всех там накроем ядерным грибом, то зрители, я думаю, считывают это как сигнал: старые люди начинают нести ахинею против таких же пожилых, как они, а молодой берет нож и режет молодого. Люди полагают, что их обманут цыгане, а обманывают-то их власти, а эти люди идут и отдают своих сыновей на погибель ради этих властей. А ненавидят при этом почему-то цыган или евреев и власть почему-то любят. Разница в том, что цыгане на самом деле никого не убивают. Поэтому расизм — иррациональная штука, под него только подводятся всякие аргументы. Расизм приводит к гибели таких прекрасных, образованных, милых, красивых людей, как этот африканский студент.