19.09.2022

Новая газета. Европа: «Я буду жаловаться в ООН»

Новая газета. Европа: «Я буду жаловаться в ООН». В России больше не действует Европейская конвенция по правам человека и ЕСПЧ. Где искать международную защиту?

16 сентября Россия перестала быть участницей Европейской конвенции по правам человека. Это означает, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) больше не сможет защищать жителей страны. При этом за всё время членства государства в Совете Европы дела против России составляли значительный процент от общего числа кейсов, которые рассматривал ЕСПЧ. Прямого аналога этого института в мире нет, и отказ от ЕСПЧ нечем компенсировать. Однако правозащитники уже начинают работать с другими механизмами для получения международной защиты. Один из них — договорные органы (или Комитеты) ООН. Корреспондентка «Новой газеты. Европа» обсудила с юристами, как работает защита в Комитетах ООН, чем эти структуры отличаются от ЕСПЧ и где еще жители России смогут защитить свои права на международном уровне. 

…Юрист ЦЗПЧ «Мемориал» Татьяна Глушкова объясняет низкую популярность договорных органов ООН среди россиян несколькими факторами.

— Соображения Комитета, как и постановление Европейского суда по правам человека, — это прежде всего признание на международном уровне, что в отношении конкретного человека в конкретной ситуации имело место нарушение международного договора, под которым страна добровольно подписалась и обязалась его соблюдать, — говорит Глушкова. — После такого решения дело могут пересмотреть, но если говорить о соображениях Комитетов ООН, на практике широко известен только один пример пересмотра судебного решения в России.

Все юристы вспоминают дело Светланы Медведевой, жительницы Самары, которая в 2013 году решила дойти до ООН, после того как ее не взяли мотористом-рулевым на теплоход. За несколько лет до этого женщина получила диплом техника-судоводителя в речном колледже, однако в работе ей отказали, сославшись на список запрещенных для женщин профессий, — тогда в него входили 456 позиций (в 2021 году список значительно сократили. — Прим. ред.), включая должность, на которую хотела попасть Медведева. Самарчанка увидела в этом дискриминацию и решила обратиться в суд. После того как она прошла все инстанции в России, женщина дошла до Комитета ООН при поддержке Антидискриминационного центра «Мемориал».

Через несколько лет Комитет ООН признал, что отказ взять Светлану Медведеву на работу был «нарушением ее прав на равные с мужчинами возможности трудоустройства в данной отрасли и свободу выбора профессии и места работы». После этого Верховный суд потребовал пересмотреть дело, и в сентябре 2017 года Самарский районный суд признал дискриминацией отказ брать Медведеву на работу.

— После этого дела список запрещенных для женщин профессий был сокращен, — говорит Глушкова. — Это очень большое достижение, хотя надо учитывать, что речь в этом кейсе шла о пересмотре дела против частного лица — компании, которая отказалась нанимать Светлану Медведеву. Это не то же самое, что дело против государства. У практиков, которые работают с Европейским судом по правам человека, обычно очень большой скепсис по поводу возможности пересмотра дела через соображения Комитетов.

Полностью читайте статью на сайте Новая газета. Европа

Exit mobile version