Практику разлучения детей-мигрантов с родителями из-за их миграционного статуса комментирует практикующая детская психологиня Светлана Селезнева:
Внезапное разлучение матери и ребенка практически всегда оставляет серьезный след на психике ребенка. Глубина и острота последствий зависят от многих факторов – в первую очередь, от возраста ребенка. Исследователи, изучая проблему последствий разлучения, условно разделяют детей на 3 возрастные группы: младенцы от 0 до 12 месяцев, дети от 1 до 4-х лет и дети старше 4-х лет.
В случае разлучения матери и младенца до 12 месяцев возникает угроза не только психическому, но и физическому существованию ребенка. Высока смертность младенцев от различных причин, в том числе, медики говорят о «токсическом стрессе», подрывающем силы организма. У младенцев, разлученных с матерью, возникает «синдром госпитализма» (Рене Спитц), или «госпитальной депривации», ведущий к тяжелой физической и психической отсталости и проявляющийся в запоздалом развитии двигательных навыков и замедленном формировании высших психических функций.
Разлучение с матерью в период 1-4 лет также часто приводит к необратимым психическим последствиям. В первые годы жизни интенсивно формируется привязанность, закладывается фундамент отношений не только с близкими людьми, но и со всем миром. Утрата материнской фигуры в этом возрасте переживается как угроза собственной жизни. Специалисты отмечают связь между переживанием длительной разлуки в детском возрасте и проявлением различных психопатологий во взрослой жизни. Переживая разлуку, ребенок сначала остро реагирует на отсутствие матери, проявляя отчаяние, потом наступает фаза отчуждения, когда внешне малыш кажется спокойным. На самом деле, это последствие травмы: ребенок перестает ждать и строить глубокие отношения привязанности.
В более старшем возрасте разлучение с матерью тоже травматично. Степень травматичности зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка, взаимоотношений в семье, длительности разлуки и условий, в которых содержится ребенок.
Больше о кампании #CrossborderChildhood